Вы — модератор круглого стола

Круглый стол как PR-инструмент

Для чего проводятся круглые столы? Чтобы создать аналитический контент. Подготовить одно выступление — серьезная задача для спикера, но успех круглого стола — в первую очередь забота модератора. Эта статья поможет организатору круглого стола определиться со стратегией проведения мероприятия и подготовиться к нему.

Мой первый раз

Свой первый настоящий круглый стол я провел 20 лет назад, на второй конференции «Компьютерный бизнес России». Я тогда понятия не имел, что это за работа и почему организатор конференции Александр Прокин, глава агентства «Дейтор», доверил мне, молодому журналисту, организовать и провести открытую дискуссию на тему «Имидж компании».

модератор круглого стола
Источник: фотоархив Dator Communications

Учиться пришлось по ходу подготовки. Первый приглашенный топ-менеджер спросил: «Кто еще будет?». Тут же сочинился список приглашенных, который мы в итоге реализовали на 80%. Еще один директор по маркетингу поинтересовался списком вопросов — и список появился точно так же, на лету. Елена Жуплатова — участница, которой я особенно благодарен — тогда руководила продажами и маркетингом в московском представительстве компании OCS. Она спросила: «А не будет скучно?» — и подбросила две идеи. Первая: пригласить на дискуссию участника с заведомо непопулярными взглядами, которые тот не побоится высказать. Вторая: начать мероприятие с аудиовизуальной заставки, которая поможет слушателям адаптироваться к теме.

Круглый стол прошел на ура. Ролик с рекламой компьютерных компаний за последние восемь лет под аккомпанемент «The Entertainer» Скотта Джоплина с первых минут «включил» аудиторию. «Антагонист» — вице-президент компании, которого я попросил на полтора часа забыть о политкорректности — рубил правду-матку о PR и скрытой рекламе, чем снискал восторг и негодование зала в пропорции 50/50.

Как работает профессионал

Я понимал, что мне повезло. Вскоре мне повезло гораздо больше — я познакомился с настоящим профессиональным подходом Сергея Петровича Капицы. Сценарист «Очевидного — невероятного» и писатель-фантаст Виталий Бабенко пригласил меня вместе с педагогом Александром Гиглавым поговорить о проблемах взаимодействия человека и компьютера.

Мы обсуждали сценарий передачи несколько часов, моя личная подготовка к записи заняла несколько полных дней, за которые я перевернул горы материалов. Зато я смог, постукивая карандашом по экрану первой модели «коммуникатора» U.S. Robotics Pilot, сделать аудитории Первого канала крутое предсказание: в XXI веке с человеком, где бы он ни оказался, можно будет связаться при помощи вот таких вот устройств. Подключенные к интернету и наделенные функциями мобильных телефонов, они станут самым популярным аксессуаром.

Программа с Сергеем Капицей
Источник: «Очевидное — невероятное». Передачу можно посмотреть здесь

В ответ на мои футуристические откровения ученый и опытный телеведущий отреагировал без всякой подготовки и очень остроумно: лично ему иногда хотелось бы иметь телефон, на который вообще нельзя дозвониться, и далеко не ему одному. Так я узнал, что такое профессиональная подготовка к открытой дискуссии, когда экспертизу в теме показывают и спикеры, и ведущий.

Есть журналисты широкого профиля. Они разбираются в политике, бизнесе, технологиях, воспитании и животноводстве. Они проведут любую дискуссию, опираясь на харизму и интерес к себе как медийной личности. Если вы недостаточно популярны и не слишком разбираетесь в теме дискуссии, нужно серьезно подготовиться.

Одолейте столько статей по теме, сколько успеете. Посоветуйтесь со знающими людьми, какие книги стоит прочитать, — и прочитайте. Найдите документальные фильмы по вашей теме и устройте себе день кино. И помните — чем больше экспертов вы пригласили, тем более свободно вам нужно ориентироваться в теме.

Зачем это все?

Круглый стол — только форма. Подготовка круглого стола — организационная и аналитическая работа: вам предстоит собрать экспертов и квалифицированно вытащить из них информацию. Вы становитесь главным «автором» круглого стола как источника пользы для слушателей в зале, зрителей или читателей. На вас ложится основная часть работы по формированию контента. Какой бы тщательной ни была самостоятельная подготовка участников, ваша задача — вести дискуссию в заданном направлении, возвращаться к тому, о чем забыли сказать, корректно и вовремя останавливать тех, кто увлекся.

Последнее важно, даже когда круглый стол не идет в прямом эфире или на живую аудиторию. Пусть спикера «видит» только камера и «слышит» только микрофон, не стоит растрачивать его энергию на то, что не войдет в окончательный монтаж передачи или в готовый текст. Говорить, как и слушать, — работа. Далеко не все умеют делать это непрерывно. Планируйте круглый стол на полтора, максимум два часа и не теряйте бдительности: упустили время и не успели спросить спикера о главном — сами виноваты.

Форма и содержание: от нуля до пяти экспертов

Даже если вы подготовили повестку круглого стола заранее, не исключено, что в ходе подготовки ее придется дорабатывать. Это связано, в числе прочих факторов, с моделью проведения круглого стола. Представьте, что вы составили исчерпывающий список из пяти вопросов. Есть мнение, что идеальный состав круглого стола — шесть выступающих. Я в своей практике не ориентируюсь на эту цифру, но допустим, вы позвали шестерых. Это значит, что потребуется тридцать выступлений. Вы тридцать раз передадите слово. Если круглый стол длится один час, то на каждое выступление вместе с ремарками модератора придется отвести две минуты. «Скорость доверия» составляет 120 слов в минуту — как в этом абзаце. Смогут ли эксперты уложить смысл своих выступлений по каждому вопросу — мнение, личный опыт и советы слушателям — в два таких абзаца?

Не считая короткого вступления и короткого заключения, которые делает ведущий, круглый стол состоит минимум из двух частей — выступления экспертов и дискуссии. Если участвует живая аудитория, то этих частей три — добавьте равноправную по продолжительности и значению часть ответов на вопросы слушателей.

Вывод такой: на повестку из пяти вопросов у вас времени не хватит. Но остается коллизия — этот список вопросов придется подготовить и опубликовать, иначе эксперты или их PR-специалисты решат, что вы несерьезный организатор и в вашем мероприятии не стоит участвовать. Предложите эксперту ваш список не как повестку, а как тезисный план, из которого он волен выбрать вопросы, зная, что у него только пять минут на выступление.

Другое дело, если вы готовите «дуэль» — популярный вариант открытой дискуссии, в которой участвуют только два выступающих. Тут вы развернетесь с пятью вопросами, но не забывайте следить за драматургией дискуссии. Если в пылу спора эксперты пропустят какие-то тезисы, ничего страшного, лишь бы стаканами не кидались.

Мне приходилось вести и такие круглые столы, в которых не было никаких приглашенных экспертов, только зал. За полтора часа успеют выступить 10–12 слушателей. Еще раз призываю вас помнить: чтобы провести такое мероприятие, важно как можно лучше разбираться в теме. Или пригласите эксперта-соведущего.

Кто говорит?

Не забывайте, что вы — ведущий, а не выступающий. Ваша работа — вести дискуссию, а не высказывать собственное мнение. Во время подготовки сосредоточьтесь на личностях экспертов. Продумайте вопросы для каждого. Чем их опыт интересен аудитории? Нащупайте что-то, чем вызовете непосредственную реакцию и откроете фонтан их красноречия.

С каждым экспертом надо обязательно обсудить, что он расскажет, особенно — с чего начнет. У неопытных выступающих, как и у неопытных журналистов, есть слабость — они вкладывают душу, знания и опыт уже в пролог выступления. Это не работает. Во-первых, получится неописуемый сумбур, сложится впечатление, что у докладчика каша в голове. Во-вторых, докладчик выдохнется не через час, а уже через пять минут. Поэтому репетируйте. Пусть эти пять минут вечных истин услышите только вы, а на круглом столе эксперт сразу начнет с сути.

Где аудитория?

Важно, придут ли на круглый стол слушатели, которые зададут спикерам вопросы, выступят через интернет или по телефону. Если вы собрали дискуссию у себя в редакции и участников слушаете только вы и диктофон, ответственность чуть ниже. Вы потом отредактируете материал и уберете лишнее. Даже при поверхностном, но бережном редактировании устной речи цитата преображается.

Было

«Не без минусов, конечно. Минус на данном этапе в том, что юридическая практика пока объективно оставляет желать лучшего, и не так много кейсов решения каких-то вопросов в судах. Не скрою, это не та вещь, которую хотелось бы обсуждать „на берегу“ с клиентами, но мы должны понимать, что если что-то пойдет не так, если наши дороги разойдутся, либо если мы вступим в состояние какого-то спора, то, возможно, мы будем прибегать к арбитражу в виде суда. Суд тоже должен понимать, как ему работать с этими бумагами, если суд у нас немного консервативен в этой части, то нам будет сложно наши позиции отстаивать. Но по большому счету, мы вкладываемся в будущее, мы движемся сами и понемногу подвигаем нашего законодательного регулятора тем, что все больше и больше компаний переходит на такой документооборот, все больше спрос на это. Так что это такая эволюционная штука, но, очевидно, какое-то количество грабель мы на этом пути соберем».

Стало

«Минус заключается в том, что юридическая практика пока скудновата — мало кейсов решения спорных вопросов в судах. Поэтому суды пока еще плохо понимают, как им работать с такими документами. Остается только вкладываться в будущее — чем больше компаний перейдет на новый вид документооборота, тем скорее наполнится и юридическая практика».

Чтобы получился приличный продукт, вы вольны редактировать текст, менять порядок изложения материала и выступлений, а потом просто утвердите материал со спикерами. Аналогичная лазейка останется у вас и в случае, если аудитория все-таки была, но крайне ограниченная. Например, редакционный междусобойчик с постоянными спикерами и слушателями. Такие я ежемесячно проводил в 2015–2016 годах, работая главным редактором журнала Intelligent Enterprise. Посмотрите на сайте этого издания, как мы готовили анонсы круглых столов и итоговые стенограммы. Никто из слушателей не будет возражать, если вы удалите ненужные и случайные реплики и общение спикеров между собой не по теме.

Другое дело — работа на обширную аудиторию в радио-, теле- или интернет-эфире. Время и внимание слушателей здесь ограничены, а вы, как модератор, отвечаете и за то, и за другое. Вы имеете право и даже обязаны прервать спикера, который слишком увлекся или повернул не туда, задавать наводящие вопросы, передавать слово, менять тему. Если это происходит в живом зрительном зале, то позаботьтесь о том, чтобы у вас был микрофон. Иногда организаторы мероприятий о подобных «мелочах» забывают, но микрофон — ваш штурвал, орган управления дискуссией.

Вопросы из зала определяют логику открытой дискуссии. Если вопросы приходят по телефону, СМС или через интернет, ваша команда их отфильтрует, чтобы не допускать реплик не по делу и не тратить эфирное время.

Раньше вместо звонков и СМС зрители писали записки из зала. Вот забавный случай из советского прошлого — встречу писателя Вениамина Александровича Каверина с читателями записывали для трансляции на телевидении. Ему передали пару «лишних» записок, одна гласила: «В романе „Два капитана“ доктор Иван Иванович учит Саню Григорьева говорить слова: „кура“, „седло“, „ящик“, „вьюга“, „пьют“, „Абрам“, а в телефильме Евгения Карелова слова „Абрам“ нет, почему?» Как рассказывают, Вениамин Александрович спокойно перешел к следующему вопросу, а соответствующие фрагменты передачи бдительное Центральное телевидение вырезало на монтаже.

Живой зрительный зал, который задает вопросы громко и вслух через микрофон, — это дракон, с которым все средства хороши. Действуйте по обстоятельствам: нормально отшутиться, потребовать передать микрофон по очереди, вызвать охрану. Я видел, как во время пленарного выступления бывшего генерального директора компании Cisco Systems Джона Чемберса на ежегодной конференций COMDEX в Лас-Вегасе к сцене пятитысячного зрительного зала прорвался незапланированный оратор с криками: «Джон Чемберс! Вы увольняете людей! Вы оставили тысячи людей без работы!». Такое происходит в любой стране и на форуме любого масштаба. Будьте готовы.

Чтобы провести круглый стол, недостаточно придумать тему, выбрать место, пригласить участников и слушателей, заказать легкие закуски. Вести круглый стол — серьезнее, чем выступать на нем. Именно от ведущего зависит, какой контент в конечном счете получат слушатели.

Комментарии 0