Антикризисные коммуникации: четыре главных шага на старте
От кризисов никто не застрахован. Ни государство в целом, ни отдельные его структуры, ни коммерческие организации. У всех может произойти что-то, чего мы не ждали, а оно портит нам репутацию. Еще хуже, когда ситуацию усугубляет реакция организаций и первых лиц на событие. Колонка Тимура Асланова о том, с чего начать PR-работу и как с честью выйти из кризиса.
Когда случается кризис, счет идет на минуты. Приходится действовать очень быстро и одновременно решать огромное количество задач. Неправильная расстановка приоритетов приводит к тому, что драгоценное время тратится на решение мелких вопросов вместо самых важных.
Предлагаю рассмотреть набор первоочередных действий, которые необходимо предпринять специалисту по связям с общественностью в критической ситуации.
Шаг первый — самый очевидный — понять, что случилось
Без точной информации вы не примете точное решение. Важно как можно скорее получить ответы на следующие вопросы:
- Что именно произошло?
- Насколько велик масштаб произошедшего?
- Есть ли пострадавшие? Сколько их?
- Это уже случилось или это продолжает происходить? Есть шанс, что ситуация будет ухудшаться? Например, на заводе возник пожар, его потушили, но сгорел весь цех. Или пожар продолжает бушевать и есть риск, что он перекинется на соседние здания и жилые дома.
- Кому уже известно о том, что произошло?
- Реально ли избежать огласки?
- Есть ли в произошедшем ваша вина?
- Есть ли риск дополнительной утечки информации в СМИ?
Этот список можно дополнить, но суть, думаю, понятна. Вам надо посмотреть расклад — какие карты пришли, чтобы понять, как играть.
Шаг второй: определить целевую аудиторию
Составьте список стейкхолдеров, которых так или иначе коснется сложившаяся ситуация.
Стейкхолдеры — это все группы, организации или конкретные люди, на которых влияет деятельность вашей компании или структуры. А они влияют на вашу организацию. Именно стейкхолдеры являются объектами для работы PR-департамента. С ними мы строим отношения, им отправляем ключевые месседжи, формируем в их головах нужную картину мира.
Первый вопрос, на который вы должны себе ответить, приступая к реализации антикризисной стратегии: с кем из ключевых стейкхолдеров мы должны строить коммуникацию, чтобы минимизировать репутационный ущерб от кризиса?
Кого задел кризис в первую очередь? Кто может нанести ущерб нашему имиджу действиями, вопросами, распространением информации? На чье мнение нам важно повлиять?
Как мы с вами понимаем, это далеко не всегда непосредственно пострадавшие люди. Или не только они. Попробуем перечислить, кто может входить в этот список:
- пострадавшие и их семьи;
- акционеры компании;
- совет директоров;
- инвесторы;
- потенциальные инвесторы;
- партнеры компании;
- клиенты компании;
- дилеры и дистрибьюторы;
- подрядчики;
- поставщики;
- кредиторы;
- конкуренты;
- органы власти;
- государственные организации;
- контролирующие органы и регуляторы;
- персонал;
- потенциальные работники;
- бывшие работники;
- средства массовой информации;
- общественные организации, связанные с темой вашей деятельности;
- широкая общественность в целом.
Список варьируется в зависимости от того, чем занимается компания, государственная это структура или коммерческая. Возможно, именно в вашем случае надо добавить еще кого-то, кого я не упомянул. Но главное — чтобы этот список вы составили заранее.
Как только вы выбрали актуальные для данной ситуации группы, можно перейти к следующему шагу.
Шаг третий: сформулировать месседжи
Определите ключевое сообщение и позицию организации по поводу случившегося. Не молчите. Не прячьте голову в песок. Не пытайтесь отсидеться за закрытыми дверями кабинетов. Если кризис серьезный и стал достоянием общественности, нужно реагировать. И реагировать быстро.
Схема сообщения для СМИ:
- что произошло;
- почему произошло (если уже готовы сказать);
- каков ущерб;
- есть ли пострадавшие;
- кто виноват (если готовы сказать);
- выражаем сожаление (в любом случае);
- приносим извинения (не обязательно, даже если мы уже знаем, что виноваты, с извинениями спешить не стоит);
- что делается для решения проблемы;
- что будет происходить дальше;
- когда кризис закончится;
- что будет сделано для пострадавших и так далее.
Важно: готовьте один месседж для всех. Особенно если у вас несколько спикеров общаются с прессой и общественностью — они должны доносить один и тот же согласованный месседж. Без отсебятины и самодеятельности. И, разумеется, тот же месседж донесите до всех СМИ. Все должны быть в равных правах. Иначе неминуемо появятся обиженные, которые захотят копнуть чуть глубже именно там, куда копать не надо. Они, конечно, и без этого могут появиться. Но лучше дополнительно никого не злить.
Важно понимать, что разные стейкхолдеры ждут совершенно разной информации. Помимо базовых вопросов, ответы на которые прозвучат в сообщении для СМИ, каждый, кого касается проблема, задает еще и свои вопросы.
Например:
Пострадавшие и семьи жертв: Кто виноват? Кто за это ответит? Какие будут компенсации?
Сотрудники организации, которых событие не коснулось напрямую: Мне завтра идти на работу? А я вообще не потеряю рабочее место? Фирма не закроется? Не пора искать новую работу?
Клиенты: А я получу свой заказ вовремя? А мне компенсируют задержку доставки? Оплачивать ли новый заказ? Я перевел предоплату, а я смогу получить деньги назад? Мне стоит искать нового поставщика?
Регуляторы и госорганы: Каковы шансы, что проблема может повториться? Есть ли опасность для жителей города/региона? Требуется ли наше немедленное вмешательство?
Поставщики: А они будут дальше покупать мою продукцию, или я потерял клиента?
Инвесторы и акционеры: Я потеряю свои инвестиции? Акции компании упадут? Есть ли шанс, что компания удержится на рынке и продолжит генерировать прибыль?
Жители домов рядом с предприятием: На улицу выходить сейчас безопасно? А есть угроза для экологии? Есть вероятность, что моему дому что-то угрожает? А это может случиться еще раз?
Когда вы строите стратегию антикризисных коммуникаций, каждой группе ключевых стекйхолдеров нужно дать ответы, в том числе и на их персональные вопросы. Каждой группе — отдельные сообщения, с акцентами на индивидуальных потребностях. И многим из них этот месседж нужно отправить персонально.
Шаг четвертый: выбирать ключевые каналы донесения сообщения
В зависимости от того, кто в нашем списке стейкхолдеров по данной ситуации, мы привлекаем в помощь PR-отделу и другие департаменты.
Если нам надо общаться с инвесторами, то необходимо привлечь к этой работе людей из отдела IR-relations, если речь о персонале, то нам понадобится в антикризисном штабе HR-директор. Если речь о наших покупателях — привлекаем начальника отдела продаж. Через его сотрудников до многих клиентов дотянуться будет проще, можно отправить им важные сообщения персонально через менеджеров по продажам. И так далее.
Список того, что должен делать пиарщик в кризисной ситуации, конечно, намного длиннее. Но на самом старте надо правильно пройти вот эти этапы, всё учесть и не наделать здесь серьезных ошибок.
Резюмируем
- понять, что случилось;
- составить главное сообщение;
- не ограничиваться общим сообщением для СМИ, а формулировать индивидуальные сообщения для каждой целевой аудитории;
- отправлять эти сообщения по наиболее эффективным каналам.
Если вы хотите более серьезного и глубокого разговора про антикризисные коммуникации, если вам нужны пошаговые методики и новые инструменты — приходите 13–14 июля на специализированную тематическую конференцию «Антикризисный PR-2017: защита репутации и работа с негативом».
Конференцию проводит журнал «Пресс-служба» в Москве: 14 спикеров, доклады по самым важным темам, методики, кейсы, ответы на вопросы. Программа и регистрация на сайте.
Комментарии 0