Критерии опасности: 3 явных признака неэффективного тренинга
Сегодня в определенных кругах сложилось мнение, что коммуникационные тренинги малоэффективны. Так ли это на самом деле? И откуда растут корни подобного заключения? Попробуем в этом разобраться и рассказать о типичных ошибках тренеров, ведь, согласитесь, для совершенствования результатов обучения в будущем, анализ неудач намного полезнее анализа побед.
Для начала необходимо дать определение термину «тренинг» и обозначить его цели. Итак, тренинг – это схема обучения через прохождение участниками ряда ситуаций, специально смоделированных ведущим. Важно отметить, что теория здесь занимает самую малую часть, основной упор делается на практику.
Безусловно, у коммуникационных тренингов есть свои преимущества. Например, подобная форма обучения позволяет увидеть себя со стороны во время общения с представителями СМИ, проанализировать свои слабые места и получить рекомендации для их проработки, а также отточить уже имеющиеся навыки.
Так почему же, несмотря на определенные преимущества тренингов, они порой оказываются неэффективными? Любопытно, что наиболее распространенные причины неэффективности тренингов кроются не только в том, как тренер работает с заказчиком непосредственно в отведенное время, но и в том, что происходит до и после процесса обучения.
Мимо яблочка
Коммуникационный (как, впрочем, и любой) тренинг не может быть эффективным, если у участников нет четкого понимания цели этого мероприятия. «Зачем я здесь? Что я делаю в этой комнате? Почему сегодня посвящаю тренингу 3-5-8 часов моего времени? Что это мне даст?».
Действительно, иногда сотрудник оказывается на обучении по указке от вышестоящего начальства или – хуже того – тренинг «назначают за вредность». В этом случае участник далеко не всегда понимает, какое влияние конкретный тренинг окажет на его профессиональное развитие, на какой запрос он отвечает и какие задачи решает.
Помню случай из моей практики, когда в начале 8-часового тренинга одна из участниц встала и сказала – «я не понимаю, зачем я здесь». И хотя в этом конкретном случае понимание сложилось и мотивация была найдена, недостаток предварительной внутренней проработки заказчиком индивидуальных целей и задач участников был налицо.
Еще до тренинга нужно провести и индивидуальные, и групповые встречи с предполагаемыми участниками и настроить их на работу в ходе предстоящей тренировки.
Чтобы тренинг был действительно эффективен, а участник – замотивирован, последнему, как правило, недостаточно только ознакомиться с «коммуникацией» до дня Х. В большинстве случаев даже самое продуманное и полное письмо о цели и формате тренинга, направленное организатором внутри бизнеса незадолго до его проведения, не решит вопрос с пониманием участником цели и, главное, соотнесением этой цели с его личным планом развития.
Если клиент действительно хочет провести эффективный тренинг (а не вызвать раздражение и по факту навредить участникам), отделаться электронной почтой точно не получится.
Еще до тренинга нужно провести и индивидуальные, и групповые встречи (пусть и в блиц-формате) с предполагаемыми участниками и настроить их на работу в ходе предстоящей тренировки, подробнее объяснив, зачем в условиях всеобщего цейтнота и гонки их «заставляют» инвестировать время в обучение. И чем выше уровень участников, тем внимательнее и серьезнее необходимо заниматься предварительной «настройкой» в целях повышения эффективности коммуникационного тренинга.
Клиент (особенно в случае с корпоративным заказом и последующей работой тренера с группой участников) должен задаться вопросом цели и ожидаемого результата будущего тренинга для его участников и бизнеса в целом задолго до даты его проведения.
Безусловно, помочь с целеполаганием может и сам тренер, однако здесь ему в первую очередь важно сработать как коучу, который задаст правильные вопросы, будет управлять ожиданиями клиента, не навязывая свою точку зрения и позволит заказчику самостоятельно прийти к пониманию того, зачем тратить время людей и деньги бизнеса на обучение.
Тренинг без тренинга
Любопытно, когда заказывают именно «тренинг», а на выходе есть всё, кроме тренинга. Я говорю о модных сейчас гибридных форматах, куда интегрируются и «интерактивная дискуссия», и «сессия вопросов и ответов», и «разбор бизнес-кейсов» и многое другое в упаковке под лэйблом «тренинг», при этом практических упражнений – основы любого тренировочного процесса – минимум.
Эффективный коммуникационный тренинг должен в первую очередь давать человеку опыт проживания определенной ситуации и использования навыков, которые он отрабатывает, задавать темп и высокую планку в последующем применении этих техник.
Один из обязательных критериев тренинга – наличие практических заданий.
Если говорить о практикуме по взаимодействию с прессой, то важно дать человеку возможность почувствовать вкус «быть в центре внимания», а, например, кризисная симуляция должна погрузить участников в максимально приближенный к реальности процесс урегулирования критической ситуации.
Наличие практических заданий – один из обязательных критериев тренинга, ведь именно «обучение через делание» (learning through doing) зарекомендовало себя как наиболее эффективная форма усвоения навыков.
Так что, если тренер вдруг увлекся и забыл про практику – прокачать коммуникационную (или любую другую) «мышцу» участников уже не получится, и тренинг в данном случае будет скорее вреден – как минимум потому, что он не соответствовал ожиданиям и заявленной цели, на которую заказчик настраивал участников.
Даже когда клиент просит нас интегрировать в коммуникационный тренинг теоретический материал или разбор кейсов, при разработке программы мы выделяем на практику от 60% общего времени или же – чтобы избежать подмены понятий – договариваемся с клиентом о видоизмененном формате, где во главе угла стоит уже скорее освоение определенного массива знаний, нежели тренировка конкретных навыков.
Ни тренингом единым
Тренинг – это запуск процесса изменений внутри человека, но с одного раза мало что меняется. Этот формат эффективен тогда, когда является стартовой точкой отработки тренируемых навыков, входит в комплексный процесс системы развития того или иного навыка уже за пределами процедуры обучения, в реальной жизни, задает дальнейший режим регулярных, обязательных к исполнению «полевых тренировок».
С учетом всех оговорок, золотое правило – practice makes perfect – работает безотказно.
Помню, как мой коллега – один из наших ключевых тренеров, как-то сказал одному из начинающих спикеров – «чтобы быть хорошим спикером, надо просто много выступать». С учетом всех оговорок, золотое правило – practice makes perfect – работает безотказно.
Сделать из спикера «конфетку», как иногда просят клиенты, можно в том случае, если еще на стадии планирования первого тренинга вместе с заказчиком заложить (и реализовывать на практике!) систему дальнейших регулярных выступлений, с наращиванием как сложности, так и интенсивности. Если после индивидуального тренинга спикер говорит – «всё, что вы сказали, я записал в свой личный план развития» – значит, первые «семена» достижения первоначальных целей были успешно посажены.
Тренируйтесь правильно. Тренируйтесь с удовольствием.
Источник иллюстраций к статье — Unsplash
Комментарии 0