Варвары у ворот: почему защита авторских прав вредит прогрессу

Новый виток эскалации борьбы за защиту авторских прав спровоцированной, в том числе, развитием ИИ, ставит под угрозу принцип свободного распространения информации, без которого невозможно развитие культуры, науки, искусств — да и в целом человечества. Тот самый принцип, что когда-то был заложен в основу интернета.

Под общий каток рестрикций правообладателей попали, в том числе, не имеющие отношения к ИИ некоммерческие проекты. Сейчас мы наблюдаем за показательным судебным процессом, инициированным группой издателей против Internet Archive — крупнейшей сетевой библиотеки оцифрованных академических изданий о культуре, науке, etc.

Этот сервис даёт возможность одолжить нужную книжку на часок, и в его коллекции есть издания, напечатанные давно и крошечным тиражом, которые иначе невозможно достать. Что, конечно же, не нравится владельцам издательских прав, которые уже добились блокировки доступа к сотням тысяч книг архива в суде первой инстанции.

В поддержку проекта высказались не только читатели, но и сами авторы произведений, чьи права, якобы, защищают издательства.

Например, документалист Ховарт Бёртан озвучил радикальную идею вовсе пересмотреть издательскую модель и принципы защиты авторского права, которые не менялись со времён типографской печати. Автор колонки с красноречивым названием «Варвары у ворот» резонно замечает, что концепцию «убытки издателей» в цифровую эпоху пора подвергнуть критическому переосмыслению.

Бёртан напоминает, что лет 40-50 назад было понятно, что создание научной книги требует серьезных финансовых затрат, и издательства брали на себя большую работу по превращению невнятной авторской рукописи в готовый продукт, его продвижение и дистрибуцию, а то и сами инициировали и создавали под ключ нужные им проекты.

Теперь же автор должен за свой счет готовить книгу к публикации, иногда оплачивать печать, а затем ещё и продвигать её самостоятельно — особенно, если книга не представляет коммерческой ценности (как это постоянно случается со вдумчивыми текстами для узкого круга балетоманов). Ну и о каких именно «значительных убытках» издательств здесь идёт речь?

Стоит понимать, отмечает Бёртан, что большинство авторов серьезной литературы пишет не для того, чтобы заработать кучу денег, а для того, чтобы их книги (вот неожиданность!) читали. Чтобы донести свои идеи до людей, поделиться с ними знаниями и открытиями. А посредники, что «защищают» произведения от читателей, максимально усложняя и ограничивая доступ к текстам, таким авторам совсем не нужны.

Простая истина заключается в том, что научная издательская деятельность просто продолжает развиваться по инерции. А инерция — ужасное оправдание для чего угодно (помимо элементарной ньютоновской механики, конечно). Давно пора все это разрушить и начать сначала, — предлагает Бёртан.

Ведь проект Internet Archive, по его мнению — это уцелевший осколок мечты о возрождении культуры и образования, которую мы лелеяли на заре зарождения интернета, но так и не исполнили, пока наше коллективное внимание было приковано к порнографии, видеоиграм и социальным сетям.

Полностью в оригинале статью можно прочитать здесь.

Комментарии 0