Мир отраслевого пиара: «миллениалы» против «старпёров»

Материал рубрики Мнения. Позиция автора может не совпадать с позицией редакции. 

Unsplash

Редактор портала vgudok.com Семен Карабанов делится своими наблюдениями за тем, как обстоят дела со связью поколений в пиар-среде.

Как и в любом деле, в пиаре нужна связь поколений. В мире отраслевого (и не только) пиара намечается, на мой взгляд, интересная тенденция. Её признаки множатся практически ежемесячно.

Вот, например, в сентябре 2019 года старожила ВТБ (между прочим, акционера холдинга РТК и «ТрансКонтейнера») Вадима Суховерхова на должности старшего вице-президента «по пресс-службе» заменила 40-летняя Елизавета Голикова, бывшая соруководитель редакции РБК. Кресло директора по коммуникациям оборонно-железнодорожного «Уралвагонзавода», освободившееся после увольнения в июле прошлого года 45-летнего Дмитрия Калениченко, заняла малоизвестная в профессиональных кругах 35-летняя Анастасия Беляева. В конце года полная тёзка уралвагоновской пиарщицы тоже Анастасия Беляева стала руководить общественными связями «дочки» РЖД — «Федеральной пассажирской компании» — вместо Владимира Кравцова. Уже эти примеры дают понимание основных признаков этого тренда.

Во-первых, гендерные пристрастия. Руководители предпочитают видеть на совещаниях и просто так милых дам вместо унылых, иногда небритых мужских физиономий, с обладателями которых даже нельзя пофлиртовать (ну разве что ради некоего одноразового эксперимента). Кроме того, компании не могут устоять перед натиском толп выпускниц факультетов и отделений по связям с общественностью, которые ежегодно «выплёвывают» российские вузы.

Во-вторых, возрастные ограничения. Всё больше топ-менеджеров дают указания своим кадровикам отсеивать «олдачей» (т.н. поколение Х), помнящих поздний СССР, и делать ставку на «миллениалов», родившихся после 80-го года. И неизменный тезис корпоративных эйчаровцев, что, мол, нам нужны работники с горящими глазами и амбициозные, не что иное как отмазка, призванная скрыть главный мотив такой возрастной сегрегации.

Статус пиарщиков сильно упал. Они не решают задач, связанных с стратегическими направлениями развития бизнеса. Корпоративные войны превратились в закулисные манипуляции. И владельцы бизнеса предпочитают иметь дело с малоопытной и оттого легко управляемой молодежью, которая беспрекословно выполняет мудрые указания «сверху» и не требует таких зарплат, как «ветераны». Поседевшие за годы работы на ниве пиара «старпёры», жужжащие на шефское ухо своим мнением по каждому вопросу и закаленные в прошлых боях за слияния и поглощения, мягко говоря, раздражают.

Правда, у желания менеджмента компаний окружить себя молодыми особами женского пола есть обратная сторона, которую vgudok.com мониторит регулярно. В редакцию звонят «миллениальные» (судя по голосам) девушки-сотрудницы пресс-служб отраслевых компаний, которые хотят поговорить с автором той или иной статьи на предмет неких уточнений или опровержений. В ответ на просьбу направить на почту текст, который редакция могла бы при необходимости подверстать к уже опубликованному материалу, чаще всего девушки уходят в оффлайн.

И проблема не в том, что постсоветские девочки и мальчики от пиара априори плохие работники. В любом деле, будь то производство вагонов или управление железной дорогой, нужна преемственность поколений и передача опыта от старших младшим, причем без половых различий. А поколение 50+, как ветром сдуло из профессии. (Нет его, кстати, и в редакции vgudok))). Когда же такое взаимодействие поколений нарушилось могут случаться и случаются казусы, прямо или косвенно влияющие на имидж компании и даже на её положение на рынке.

Вместе с тем подчеркнем, что мы говорим о тренде, а не о повсеместной ситуации. К примеру, пиар Pepsi представляет Александр Костиков, представитель поколения 90-х. В «Русале» аж с 2006 года директором по связям с общественностью остается Вера Курочкина. И им есть что сказать молодым сотрудникам.

Заметим на полях, РЖД, пиаром которого рулят маститые профессионалы в лице статс-секретаря – замгендира Анатолия Мещерякова и начальника департамента корпоративных коммуникаций Максима Лунёва, несмотря на критический настрой многих материалов vgudok.com о деятельности монополии со стороны vgudok.com, не дуются на портал, как мышь на крупу. Специалисты с бэкграундом чётко понимают, что работать надо с любым СМИ — государственным, олигархическим или независимым, только подход к каждому из них должен быть индивидуальный. И умеют аргументированно отстоять свою позицию в высоких кабинетах. Когда до таких высот мастерства созреют молодые и амбициозные мальчики и девочки «от пиара» — вопрос открытый. Тем более, что жизнь не востребует от них жесткие профессиональные навыки, ограничиваясь креативом. Но и креатив хорошо бы наложить на реальные умения, а не знание англоязычных аббревиатур.

А в качестве послесловия — известный, но очень жизненный анекдот. Мужчина в возрасте приходит в отдел кадров фирмы. Кадровик: «К сожалению, вы нам не подходите. Нам нужны люди молодые, амбициозные, способные творчески расти!» Мужчина: «И все-таки запишите мой телефон. Когда выяснится, что у вас все творчески растут, а работать некому — позвоните».

Комментарии 0