КРОС представил «Национальный индекс тревожностей»
16 апреля в Центре социального проектирования «Платформа» команда КРОС представила исследование «Национальный индекс тревожностей».
«Национальный индекс тревожностей» – первый ежеквартальный рейтинг фобий россиян на основе анализа СМИ и социальных медиа. Исследование показывает доминирующие в обществе тревоги и фобии, формируемые СМИ и жизненным опытом россиян.
Значимым показателем актуальности проблемы является индекс приживаемости фобии, который позволяет ранжировать выявленные фобии на актуальные для граждан и псевдофобии. Как рассказывает Петр Кирьян, директор по медиа-проектам КРОС:
«Последние несколько лет мы видим, что социальные сети стали важным каналом потребления и обмена информацией. То, что люди пишут о себе, о важном для них не попадает в поле зрения классической социологии, тем не менее, являясь важным маркером общественного отношения к разным проблемам».
Основой для проведения исследования стала выборка качественных печатных и телевизионных СМИ федерального и регионального уровня (всего более 190 тысяч сообщений), а также аккаунты активных пользователей крупнейших социальных сетей в России — VKонтакте, Одноклассники, Facebook и др. (всего более 1,5 млн. постов).
В запросы по теме включались так называемые слова-триггеры, появление которых в текстах априори несет сильную эмоциональную нагрузку и свидетельствует о высоком уровне тревожности в связи с проблемой.
Результаты исследования
Суммарный индекс оценки аудитории выявленных фобий в СМИ и социальных медиа показывает, что в I квартале 2019 года преобладали такие страхи, как взрыв газа в домах (276,29 МJngi), резкий рост цен (175,77 МJng), гонка вооружений (165,01 МJng).
Однако по индексу приживаемости фобий можно сделать вывод, что больше всего в I квартале 2019 года граждане боялись пострадать от беспризорных собак (2.23), изоляции рунета (0,86) и их волновали проблемы экологии (0,53).
Страх пострадать от беспризорных собак – единственная фобия, где медиа индекс ниже, чем соцмедиа индекс. Индекс приживаемости фобии по данной теме рекордный – 2,23. СМИ «не чувствуют» эту тему, в то время как сразу в нескольких крупных регионах (Санкт-Петербург, Красноярский Край, Самарская, Московская область) она обсуждалась в соцсетях очень активно.
Экологические проблемы обсуждались пользователями соцмедиа в Кемеровской, Иркутской, Челябинской областях и Приморском крае. Локальные проблемы не получают широкого освещения в СМИ на федеральном уровне. В соцсетях эта проблема получила широкое распространение, отдельные случаи загрязнений и выбросов обсуждаются за пределами регионов происшествий.
Псевдофобиями по результатам исследования стали война с Украиной и гонка вооружений. Нагнетание тревожности в связи с предвыборной кампанией на Украине, где кандидаты делают радикальные заявлениям в отношении России, вплоть до допущения военного конфликта – постоянный элемент повестки телеканалов. В то же время, граждан это не интересует – в соцсетях это тема практически вообще не обсуждается.
Аналогично с темой гонки вооружений – фобия живет только в медиапространстве, поскольку там ее регулярно питают новые инфоповоды, которые не актуальны для соцмедиа. Индекс приживаемости данных фобий составил 0,05 и 0,15 соответственно.
Подробнее ознакомиться с методологией исследования и результатами за I квартал 2019 года можно по ссылке.
Комментарии 0