Будущее коммуникаций и специалистов PR-отрасли
Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО) совместно с Центром социального проектирования «Платформа» и Департаментом интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ подготовила доклад о будущем коммуникаций.
Доклад стал результатом проектно-аналитической сессии, проведённой на «Днях PR-2017» в Москве в начале декабря. В нем изложены основные положения о сфере коммуникаций сегодня, а также даны прогнозы относительно будущего отрасли и места PR-специалистов в новых условиях.
Будущее коммуникаций
Персонализация
Главный тренд, который принесёт наиболее существенные изменения — персонализация коммуникаций и взаимодействия.
«Массовые коммуникации» брендов и потребителей перейдут в новое качество: компании будут одновременно говорить с миллионами людей, зная каждого из них и обращаясь лично к нему.
Живое общение, забота и помощь
Люди еще больше будут вынужденно общаться с машинами (ботами, электронными ассистентами и т.п.). Это приведёт к росту спроса на живое общение. Оно станет важным и для B2C, и для В2В коммуникаций.
Медиапланированием, составлением текстовых и генерацией текстографических рекламных сообщений займутся роботы и будут делать это лучше людей.
Главной валютой человека будет время. Он будет все меньше готов тратить его на нерелевантный контент или опыт, тем более если этот контент или опыт ему что-нибудь навязчиво «продаёт». Конкуренция за внимание человека будет требовать от компаний более глубокой интеграции в жизнь человека: предоставления ему не просто товаров и услуг, а заботы, помощи в решении повседневных задач с обязательным учётом его эмоциональной реакции на каждое взаимодействие.
Эмоциональные коммуникации
Ускорится развитие форматов коммуникаций, быстро вызывающих сильные эмоции: видео, AR, VR. Все средства коммуникаций, включая гипертекст, будут в той или иной степени интерактивными.
Возможность компаний вести постоянный диалог с каждым клиентом приведёт к появлению «крафтового контента». Персонализированный сторителлинг будет строиться вокруг двух героев-друзей — бренда и потребителя.
Важной социальной дифференцирующей характеристикой станет потребление контента: широкие массы будут предпочитать все более компактные формы, а способность воспринимать большие объёмы информации (читать книги, лонгриды) станет атрибутом принадлежности к элите.
Конкуренция за оффлайн
Чтобы уменьшить свой «цифровой след» и высвободить время для «аналогового» чтения и «аналогового» же общения, элиты будут сокращать время пребывания в цифровой среде.
Конкуренцию за внимание человека будет проще выигрывать тем, кто сможет заинтересовать его взаимодействием в оффлайне. Причём это взаимодействие должно отвечать выходящим за рамки продукта/услуги интересам самого человека и/или его социальной группы или локального сообщества.
Способность вывести потребителя в оффлайн-коммуникацию станет высшим пилотажем PR-работы благодаря её эффективной конверсии в эмоциональный маркетинг — основу долгосрочного доверия и репутации.
Будущее профессии в сфере коммуникаций
Профессия PR-специалиста будет исполнять несколько ролей:
- Наставник
- Пионероважатый
- Связной
Наставник. Роль коммуникатора будет заключаться не в том, чтобы обслуживать бизнес по запросу, а эволюционирует в «коммуникационного наставника» — того, кто поможет бизнесу стать более коммуникативным по своей сути.
Пионероважатый. PR-профессионал фактически должен превратиться в массовика-затейника и пионервожатого, который будет присматривать за своей аудиторией, коммуницировать в формате диалога с конкретными персонажами и формировать армию сторонников, которые смогут выступить адвокатами бренда.
Связной. Задачей станет создание связей и отношений с очень узкими группами вплоть до индивидуальных отношений.
Уже сегодня границы профессий размываются, а скорость обновления знаний и компетенций только растёт. Поэтому надо начинать говорить не о профессиях, а о компетенциях, их комплексах и наборах.
Персональные компетенции
Во многих ситуациях выходят на первый план персональные компетенции. При этом хорошо владеть всеми инструментами не обязательно, скорее надо уметь быстро находить и осваивать новые знания и навыки под задачи, а также быть способным привлекать дополнительные внешние ресурсы.
Широкий профиль
В ближайшие годы в профессии пиарщика будут востребованы специалисты широкого профиля, широкого охвата и при этом знающие конкретные инструменты.
Технологизация приведёт к тому, что будет увеличиваться значимость творчества, стратегического мышления, эмпатии и наравне с этим математических компетенций.
В докладе также поднимается тема значимости коммуникационной профессии в обществе, работе над ее репутацией и обмена профессиональными компетенциями между институциональными и неформальными объединениями.
По мнению экспертов, в профессиональной среде назревает необходимость движения к единой саморегулируемой организации (СРО). И это задача ближайших 3–5 лет. РАСО взяла на себя обязательство сформировать на 2018 год общий план мероприятий для крупнейших объединений коммуникационной индустрии и составить в дальнейшем единую стратегию развития, ориентированную на формирование СРО.
Комментарии 0