Структура редакции: кто за что отвечает, и кому слать ваши питчи

Решили рассказать вам о редакционной иерархии — мы постоянно сталкиваемся с пиарщиками и маркетологами, которые в ней не разбираются, а потому не понимают, к кому в редакции по каким вопросам можно обращаться.


Для чистоты эксперимента приводим классическую организационную модель традиционного СМИ или издательства:

  1. Издатель/Редакционный директор — главный тут. Это должность уровня топ-менеджера: как правило, этот человек отвечает за бизнес-стратегию и бизнес-показатели издания или издательства, отношения с инвесторами/владельцами, крупными партнерами, сам или вместе с главным редактором определяет редакционную политику, курирует коммерческие службы и операционную деятельность. В двух словах, это управленец, на плечах которого такие приземленные вещи как деньги и управление бизнес-процессами. С издателем или редакционным директором есть смысл обсуждать высокоуровневые стратегические партнерства. Иногда редакции работают без издателя, в этих случаях его функционал передан главному редактору. В некоторых СМИ позиция редакционного директора отсутствует, тогда его функционал передан главному редактору. 
  2. Главный редактор — главный по управлению творческой стороной издательского процесса и непосредственно коллективом СМИ, подчиняется редакционному директору. Отвечает за издание в целом: его концепцию, дизайн, tone of voice публикаций, принимает решения относительно политики работы с партнерскими текстами и проектам, следит за соблюдением редакционных стандартов, качеством работы всех творческих сотрудников, утверждает тематические планы, согласует макет издания и подписывает его в печать (если издание — печатное). Также главный редактор — это «лицо» издания, он представляет проект во внешнем мире (т.е., можно сказать, это ключевой спикер СМИ). Именно этот человек может «зарубить» любой ваш питч, если он не соответствует политике издания, даже если вы «утеплили» отношения с журналистами до температуры домны. И именно с ним в первую очередь нужно стремиться дружить, отправлять поздравления и приглашать на мероприятия и в пресс-туры. И это, поверьте, сложнее всего.
  3. Заместитель главного редактора/шеф-редактор — менеджер среднего звена, выполняет обязанности главреда, когда он сам не может, курирует работу редакционного коллектива и берет на себя значительную долю организационных задач. Чаще всего, сам ничего не пишет. Обычно конкретно к нему вам не надо. Но нам встречались организационные структуры, в которых шеф-редактор был топовым руководителем редакции или стоял над главными редакторами нескольких проектов, так что на всякий случай следует уточнить сферу и степень его влияния.
  4. Редактор — уровень младшего менеджера, как правило, курирует одну или несколько рубрик/разделов издания, отвечает за тематические редакционные планы по своему направлению, работает с журналистами, сам пишет некоторые тексты. И именно он — тот самый человек, которому нужно «продавать» ваши темы и спикеров: именно он принимает решение, брать тему в работу или нет, общаться с вашим экспертом или отказаться, может повычеркивать все ваши коммерческие обороты из текста, поменять заголовок и изменить структуру так, как пожелает — потому что именно в этом его обязанность. Так что обязательно выясните, кто в интересующем вас издании отвечает за нужную тематику, и изо всех сил утепляйте отношения именно с этим человеком. Но помните, что он подчиняется шеф-редактору или главному редактору и выше редакционной политики не прыгнет: если СМИ не публикует интервью с бизнесменами, ради вас это правило никто не изменит. Кроме главреда.
  5. Редактор новостей/выпускающий редактор новостей — это человек, который работает на новостной ленте издания или готовит новости для соответствующей рубрики. Это – самый главный для вас человек, которому нужно отправлять пресс-релизы по вашим инфоповодам: именно он, часто единолично и без всякого участия главреда или других редакторов, в режиме реального времени решает — брать на публикацию вашу новость или нет. Чего точно не нужно делать, так это звонить и писать ему после отправки пресс-релиза, просить «прислать ссылку на публикацию», исправить заголовок и задалбывать какими-либо еще просьбами и пожеланиями. Это самые загруженные в моменте и хронически выгоревшие сотрудники редакции, работающие на огромных скоростях и под давлением большой ответственности – из-под их пера тексты вылетают без всяких правок в «прямой эфир», так что для новостных редакторов важна предельная сосредоточенность. Если вам не ответил на письмо новостной редактор, просто смиритесь – значит, ваша новость сейчас не актуальна, пишите еще (осторожно убедившись только, что ваши письма не летят без разбору в спам, это можно сделать и через звонок секретарю). В информационных агентствах и онлайн-изданиях с серьезной новостной лентой новостные редакторы «дежурят» посменно, так что не нужно стремиться угодить в личный ящик новостника, нужно стремиться попасть в общий ящик новостной редакции.
  6. Есть еще редакторы, которые вас вообще могут не интересовать: литературный — он только правит тексты с точки зрения стилистики и грамотности; бильд-редактор – подбирает иллюстрации к публикациям и подчиняется арт-директору, который отвечает за внешний вид издания; секретарь редакции/ответственный редактор – это чаще всего ассистентская должность, с той разницей, что секретарь редакции никакой не секретарь в привычном смысле, и не варит кофе гостям, а помогает главному редактору и другим сотрудникам в организационных вопросах, связанных с издательским процессом.
  7. Собственно журналисты — «пехота» любого издания. Отвечают непосредственно за создание материалов, работу со спикерами, сбор фактов и т.д. С журналистами можно и нужно дружить, но необходимо помнить, что они — люди подневольные, и могут только предложить редактору тему, спикера или мероприятие для освещения, но решение по этому поводу всегда будет оставаться за редактором. Также полезно помнить, что журналисты — возможные будущие редакторы, но это вовсе не обязательный карьерный путь.

Следует добавить, что в редакциях, которые принадлежат малому бизнесу, или в редакциях digital-проектов из экономии ресурсов весь функционал редакционного коллектива часто передан единственному человеку, который и издатель, и главред, и журналист, и бильд, и SMM-щик. В таких случаях все партнерские проекты делает «под ключ» он один — от принятия решения о сотрудничестве с конкретными компаниями до готовой публикации. Поэтому перед питчем в нужное вам издании всегда анализируйте не только его тематику и политику, но и организационную структуру редакции, распределение контроля между сотрудниками.

Удачной работы!

Комментарии 0