«КиноРепортер»: PR профильного издания в новых реалиях

Минувшие два года оказались поворотными для российского рынка СМИ. Ушли ключевые рекламодатели, маркетинговые бюджеты компаний сократились в разы, интерес аудитории резко сместился в зону политических событий, отечественное медиапространство покинули известные бренды. Все это стало для большинства изданий источником сложных проблем и беспрецедентных вызовов. Как их решали в редакции профильного журнала «КиноРепортер»? Об этом рассказала главный редактор и редакционный директор издания Мария Лемешева. 

По итогам 2022 года крупнейшие российские киносети понесли миллиардные убытки, а их выручка упала примерно в два раза по сравнению с предыдущим годом. Это видно по доступной в сети официальной бухгалтерской отчетности ряда ведущих игроков рынка. Эти потери сравнимы только с итогами 2020 года, когда из-за пандемии кинотеатры попросту не работали несколько месяцев, а потом теряли в доходе из-за ограничений по количеству зрителей.

С аналогичными проблемами столкнулся и «КиноРепортер». С той только разницей, что к проблемам, связанным с киноотраслью, добавились сложности, типичные для всех СМИ – как известно, с февраля 2022 года пресса переживает далеко не лучшие времена. Из России ушли более 1000 рекламодателей.

Для нас все это сделало необходимым пересмотр редакционной политики и PR-стратегий.

Реклама: поиск эффективных стратегий сохранить доход

В 2022 году большинство СМИ потеряло рекламодателей. Это, разумеется, стало причиной разительного сокращения доходов от этого канала – на пике эти потери могли составлять 90%. Многие наши коллеги пошли по пути развития «новых медиа». Но мы убедились, что это не тот путь, который мог бы нас удовлетворить. Паблики в соцсетях и каналы в мессенджерах сейчас, конечно, продолжают бурно расти. Но, к сожалению, доход, который они приносят, не идет ни в какое сравнение с тем, что прежде было от рекламы в печати. Именно по этой причине «КиноРепортер» не делает акцент на рекламе в социальных сетях.

Путь издания сохранить рекламные бюджеты – перепланировка сайта, а также переосмысление каналов коммуникации и продвижения контента.

Сложившаяся ситуация открыла для нас новые возможности. Во-первых, оставшиеся на рынке рекламодатели сделали размещение у нас приоритетом. Во-вторых, наш нишевый киноконтент стал набирать популярность и оказался имиджево интересен многим заказчикам.

Коммуникация с аудиторией и PR: новые решения

«Новые медиа» не вполне удовлетворяют и наш запрос на коммуникацию с аудиторией. Потому что, как известно, из российского сетевого пространства ушла часть привычных соцсетей, а на то, чтобы завоевать позиции на новых площадках, уходит достаточно большое количество сил и времени.

Какая модель расширения аудитории будет наиболее успешной для профильного издания в новых реалиях? Наиболее эффективна для «КиноРепортера» нативная модель – не платная реклама, а коллаборации. Например, совместные проекты с другими медиа и отечественными брендами, продвижение экспертности журнала на профессиональных площадках: ММКФ, Российской креативной неделе – всеми, кто так или иначе связан с креативными индустриями. Сейчас журнал открыт такого рода предложениям – контакты для сотрудничества есть на нашем сайте.

Как политическая ситуация повлияла на позиционирование и содержание издания? 

У проблемы содержания «КиноРепортера» есть два аспекта. Первый – информационные поводы и запросы аудитории. Для профильных СМИ 2020–2022 годы оказались очень сложными. Сначала приостановились многие кино- и телепроекты, перестали проводиться светские мероприятия, фестивали, церемонии вручения премий. Сейчас в российских кинотеатрах не показывают кино голливудских мейджоров, практически недоступны к просмотру значимые европейские киноновинки. Все это вкупе существенно сократило интерес аудитории к теме кино. Да и политическая турбулентность сместила фокус внимания на другие инфоповоды – многим стало не до развлечений.

Ситуация начала меняться только с середины 2022 года: социальное напряжение немного спало, и появились отличные новости – например, грандиозные сборы «Чебурашки», выход космического «Вызова», кроме того, «выстрелили» отложенные проекты в онлайн-кинотеатрах.

Второй аспект – изменения рынка СМИ. Из российского медиапространства ушли ключевые глянцевые издания, которые среди прочего много и качественно писали о кино. Многие редакции пошли по пути ребрендинга – оставили формат, но сменили название. Журналу «КиноРепортер» не пришлось решать эту проблему в авральном порядке – редакция самостоятельно отказалась от иностранного бренда еще в 2018 году, решив развивать свой, чтобы поддерживать российское кино и креативную индустрию в целом. Это позволило нам целиком и полностью сконцентрироваться на вопросах дохода и содержания издания.

По прогнозам аналитиков, кинорынок, а следовательно, и рекламные доходы профильных СМИ в ближайшие пару лет будут крайне волатильны. Улучшение ситуации может произойти, но только благодаря взвешенным решениям и успешным стратегиям. «КиноРепортер» как никогда раньше готов и открыт новым идеям и форматам сотрудничества.

Комментарии 0