Как общаются друг с другом журналисты и пиарщики?

журналисты и пиарщики

Креативная PR-студия Rodnya совместно с telegram-каналом «Мы и Жо» опросила российских pr-специалистов и журналистов на тему того, что мешает их сотрудничеству.

В исследовании приняли участие 115 представителей пресс-служб и 134 журналиста. Опрос проводился путем анонимного анкетирования: респондентам было предложено ответить на ряд вопросов, разбитых по тематическим блокам.

Методология

Общие вопросы идентифицировали гендер, возраст, географию участника опроса, вопросы о рабочем месте, а также предпочитаемые для решения рабочих задач.

Вопросы из блока “Коммуникации” напрямую касались темы взаимоотношений между пиарщиками и журналистами, а раздел “Предложения” фиксировал рекомендации и пожелания работников медийного рынка.

  • Большинство участников опроса — женщины (журналисты — 57,5%, пиарщики — 72,2%);
  • Отмечается высокая москвоцентричность выборки (более половины журналистов и три четверти пиарщиков оказались жителями столицы);
  • Наиболее обширная возрастная группа респондентов — 21-35 лет;
  • Три четверти опрошенных журналистов работают в интернет-редакциях, а большинство респондентов-пиарщиков сотрудничают с брендами из категорий “IT и стартапы” и “FMCG”;
  • В среднем время и продолжительность рабочего дня пиарщиков и журналистов совпадают —  они придерживаются графика с 10:00 до 19:00. Но большинство из обеих групп опрошенных начинают проверять рабочую почту раньше — в 09:00.

Каналы общения

Самым популярным каналом на рынке по-прежнему остается почтовый ящик. Среди мессенджеров по присутствию работников медиа лидирует Telegram, на втором месте — FB Messenger, а замыкает тройку WhatsApp. Наиболее “неправильным и невыносимым” способом коммуникации назвали SMS-сообщения.

Голосовые звонки окрестили моветоном коммуникации в XXI веке — с этим утверждением согласилась почти половина опрошенных пиарщиков.

Вместо звонков и личных встреч они предпочитают общаться с журналистами в мессенджерах и соцсетях. Более того, 40% представителей пресс-служб никогда не пользовались звонками для рабочего взаимодействия с журналистами.

Большинство редакторов назвали телефон предпочтительным каналом связи и только четверть работников СМИ готовы получать информацию в мессенджерах и соцсетях.

Что раздражает журналистов и пиарщиков в коммуникации друг с другом?

1. Колоссальный негатив вызывает именно способ связи и метод коммуникации.

Ошибки этого уровня рушат все и сразу и не дают надежд на эффективный диалог в будущем, — отмечает CEO и основатель креативной PR-студии Rodnya Серафима Гурова.

Как считают эксперты, расхождение в предпочтительных каналах общения рождает общее недопонимание на рынке: именно поэтому, пиарщики посоветовали журналистам указывать предпочтительный для них канал связи, а журналистов раздражает назойливость пиарщиков, которые питчат издания через все доступные каналы.

2. Общение в нерабочее время и отсутствие обратной связи

Почти треть опрошенных пиарщиков обращаются к журналистам в их нерабочее время, а после отправки информации по почте дублируют запрос в других каналах связи спустя 1-3 часа.

Однако не стоит расценивать это как тотальную некомпетентность, ведь 40% пиарщиков сообщают о том, что журналисты крайне редко отвечают на их письма. И это закономерность — ведь 42% представителей СМИ признались, что практически никогда не дают pr-специалистам обратную связь.

Нельзя забывать и о загрузке журналистов —  у 21% опрошенных четверть получаемых писем в день приходится на сообщения от пресс-служб.

Они не понимают специфику работы друг друга

Четверть опрошенных пиарщиков регулярно встречается с отказом указывать название бренда в публикации, а 20% журналистов отметили, что из-за этого вопроса у них возникает напряженность в общении с PR-специалистами.

Более половины журналистов считают, что это связано с непониманием редакционной специфики издания и советуют пиарщикам внимательнее изучать СМИ.

В свою очередь пиарщики отмечают, что журналисты бывают невнимательны и/или пытаются сделать кликбейтовый заголовок ради трафика, искажая информацию — это аналогичным образом касается непонимания представителем редакции особенностей работы пиарщика и ведет к конфликту во взаимоотношениях.

Что советуют друг другу?

  • Большинство журналистов советуют пиарщикам прокачать 2 основных скилла: «соответствие ответа заданному вопросу» и «оперативность ответа». Среди прочих советов: “не врите и не юлите”; “изучайте СМИ, которым пишите, и думайте как журналист”; “не будьте назойливыми”; “не учите журналистов писать тексты”; “приносите деньги в рекламный отдел”; ”станьте нам полезными, чтобы мы не прыгали через вас”.
  • В свою очередь пиарщики просят от журналистов чуть больше: “взаимодействуйте: воспринимайте PR-специалиста, как товарища и партнера, который может вам помочь сделать качественный материал”; “требуйте и используйте наш информационный ресурс”; “не игнорируйте нас и нашу работу”; “объясняйте, как лучше с вами работать”; “не искажайте и не домысливайте информацию”.

Также журналисты отметили, что идеальный пиарщик должен обладать следующими качествами: оперативный/быстрый, вежливый, внимательный, ответственный, умный, дружелюбный, пунктуальный, адекватный, ненавязчивый, грамотный, честный, открытый, четкий — самые популярные определения.

В представлении pr-специалиста редактор мечты обязательно адекватен, вежлив, внимателен, честен, вовлечен в общую работу, грамотен, ответственен, дружелюбен и открыт, оперативен, пунктуален и компетентен.

Ознакомиться с инфографикой и другими данными исследования можно по ссылке.

Комментарии 0