Фальшивых новостей будет больше: Институт Reuters рассказал о трендах в онлайн-медиа

Годовой отчет Института журналистики Reuters при университете Оксфорда рассказывает о трендах в развитии медиа и технологий на 2017 год. Мы перевели основные моменты отчета.

консультант по взаимодействию с онлайн-СМИ, работает с молодыми компаниями над продуктом, аудиторией и бизнес-стратегией в интернете. Входил в состав основателей веб-версии BBC. С 2012 года — один из ведущих авторов ежегодных докладов об онлайн-медиа, которые выпускает институт.
По данным исследования, в этом году в основе развития медиа будет лежать страх того, что технологии повлияют на качество информации и на позиции демократии в западных странах. Действия Дональда Трампа в Белом доме, выборы во Франции и Германии еще не раз покажут, что новые каналы коммуникации набирают силу, а традиционные медиа теряют влияние и деньги. Продолжатся дебаты о том, нужны ли регулирующие меры для технологических платформ. Искусственный интеллект придет на смену мобильному интернету и станет самой горячей темой в технологиях, хотя как его использовать в медиа, никому еще не ясно. В 2017 году нас ждет больше дискуссий на этот счет, и самый острый вопрос — доверие к СМИ.
Подрыв доверия к СМИ и сервисы проверки фактов
В отчете говорится, что в 2016 году доверие к традиционным медиа сильно упало. Это связано с ростом количества фальшивых инфоповодов, которые попадали в СМИ. И молодая, и зрелая аудитория меньше доверяет работе журналистов, которые «настолько не в курсе дела, что распространяют фейки или неправильно интерпретируют инфоповоды».

На волне борьбы с фальшивыми новостями Институт Reuters предсказывает серьезный скачок в автоматизации проверки фактов. Уже к концу года нас ждут «сотни браузерных расширений и ботов для мессенджеров, которые будут предлагать услугу факт-чекинга».
Виноват Facebook
Согласно исследованию, в провалах журналистов и в том, что фальшивые и партизанские новости попадали в тренды, нужно винить алгоритмы социальной сети Facebook.
В сентябре главный редактор норвежской ежедневной газеты Aftenposten («Вечерняя почта») Эспен Эгель Хансен написал Марку Цукербергу открытое письмо, в котором призвал работать более прозрачно и принять ответственность за то, что происходит в лентах соцсети. Поводом к этому стала история, когда алгоритм Facebook не смог отличить фотографию лауреата Пулитцеровской премии от детской порнографии.
— Вы самый влиятельный редактор в мире, — написал Хансен. Facebook вернул фотографию в открытый доступ, но Марк Цукерберг ответственность не принял и продолжает утверждать, что его соцсеть — это не медиа.
Хотя лучше всего разлетаются фейки именно по соцсетям. Сам принцип этих площадок формирует идеальную среду для распространения новостей, а в качестве информации мало кто хочет разбираться.

Есть версия, что объемы фальшивых новостей преувеличены. Марк Цукерберг утверждает, что фейки не превышают 1 % постов, которые пользователи видят у себя в ленте. Но все равно после выборов в США стало ясно, что распространение в соцсетях контента, который вводит общественность в заблуждение, остается проблемой.
FAKE NEWS — A TOTAL POLITICAL WITCH HUNT!
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) 11 января 2017 г.
Трамп называет фейки «охотой на ведьм»
Исследование Института Reuters показывает, что люди больше доверяют новостям из социальных медиа, чем печатным изданиям. Среди пользователей соцсетей 12 % взрослых и почти 25 % молодежи до 25 лет называют ленту в соцсетях основным источником новостей.
Решение этой проблемы усложняется тем, что фальшивые новости сложно отличить от настоящих в нашу эпоху ангажированности, когда фальшивки распространяются на уровне глав государств и официальных СМИ, говорится в отчете.
Больше трендов из отчета:
- Нас ждет рост инициатив, направленных против «фальшивых новостей». Медиа и социальные платформы будут стремиться восстановить доверие аудитории, которое сильно подорвали фейки 2016 года. Сервисы, которые пообещают автоматизировать проверку фактов, привлекут всеобщее внимание.
- Мы увидим еще больше сокращений бюджета и рабочих мест в индустрии новостей. Больше изданий по всему миру выйдут из бизнеса, потеряют в объеме или полностью уйдут в онлайн.
- Издатели все меньше верят в рекламу и все больше рассчитывают зарабатывать на платном контенте. А значит, медиа будут делать ставку на персонализированный контент и дистрибуцию через мессенджеры. Сайты уходят в прошлое.
- Это приведет к появлению все новых и новых мессенджеров и чат-ботов, к развитию «интерактивной журналистики», когда контент подается пользователю в формате диалога.
- Об этом говорит и рост интереса пользователей к устройствам с голосовым управлением: личным ассистентам типа Алексы от Amazon, Сири от Apple и ассистента Google.
- Год обещает больше аудио и меньше видео. Facebook запускает аудиотрансляции в прямом эфире. Параллельно с этим медиа отмечают спад в приоритете видеопостов в выдаче соцсети.
- Мы увидим больше экспериментов с дополненной и виртуальной реальностью, хотя для новостных медиа прорыва в этой технологии никто не ждет. Медиа не знают, как взять новые технологии себе на вооружение.
- Кибервойны продолжатся. Правительства не оставят попыток проникнуть в личное пространство пользователей интернета.
- Вслед за Трампом политики начнут обращать все больше внимания на социальные сети. Эти каналы работают с общественным мнением лучше, чем традиционные медиа.
Комментарии 0