Фальшивых новостей будет больше: Институт Reuters рассказал о трендах в онлайн-медиа

фэйковых новостей станет больше

Годовой отчет Института журналистики Reuters при университете Оксфорда рассказывает о трендах в развитии медиа и технологий на 2017 год. Мы перевели основные моменты отчета.

Ник Ньюман

Ник Ньюман,

научный сотрудник Института Reuters,

консультант по взаимодействию с онлайн-СМИ, работает с молодыми компаниями над продуктом, аудиторией и бизнес-стратегией в интернете. Входил в состав основателей веб-версии BBC. С 2012 года — один из ведущих авторов ежегодных докладов об онлайн-медиа, которые выпускает институт.

По данным исследования, в этом году в основе развития медиа будет лежать страх того, что технологии повлияют на качество информации и на позиции демократии в западных странах. Действия Дональда Трампа в Белом доме, выборы во Франции и Германии еще не раз покажут, что новые каналы коммуникации набирают силу, а традиционные медиа теряют влияние и деньги. Продолжатся дебаты о том, нужны ли регулирующие меры для технологических платформ. Искусственный интеллект придет на смену мобильному интернету и станет самой горячей темой в технологиях, хотя как его использовать в медиа, никому еще не ясно. В 2017 году нас ждет больше дискуссий на этот счет, и самый острый вопрос — доверие к СМИ. 

Подрыв доверия к СМИ и сервисы проверки фактов

В отчете говорится, что в 2016 году доверие к традиционным медиа сильно упало. Это связано с ростом количества фальшивых инфоповодов, которые попадали в СМИ. И молодая, и зрелая аудитория меньше доверяет работе журналистов, которые «настолько не в курсе дела, что распространяют фейки или неправильно интерпретируют инфоповоды».

читатели не верят сми
Падение доверия к СМИ, в процентах. Источник: институт журналистики Reuters

На волне борьбы с фальшивыми новостями Институт Reuters предсказывает серьезный скачок в автоматизации проверки фактов. Уже к концу года нас ждут «сотни браузерных расширений и ботов для мессенджеров, которые будут предлагать услугу факт-чекинга».

Виноват Facebook

Согласно исследованию, в провалах журналистов и в том, что фальшивые и партизанские новости попадали в тренды, нужно винить алгоритмы социальной сети Facebook.

В сентябре главный редактор норвежской ежедневной газеты Aftenposten («Вечерняя почта») Эспен Эгель Хансен написал Марку Цукербергу открытое письмо, в котором призвал работать более прозрачно и принять ответственность за то, что происходит в лентах соцсети. Поводом к этому стала история, когда алгоритм Facebook не смог отличить фотографию лауреата Пулитцеровской премии от детской порнографии.

— Вы самый влиятельный редактор в мире, — написал Хансен. Facebook вернул фотографию в открытый доступ, но Марк Цукерберг ответственность не принял и продолжает утверждать, что его соцсеть — это не медиа.

Хотя лучше всего разлетаются фейки именно по соцсетям. Сам принцип этих площадок формирует идеальную среду для распространения новостей, а в качестве информации мало кто хочет разбираться.

фейковые новости о выборах в США
Buzzfeed News подсчитали, что за неделю до выборов в США фальшивые новости о Трампе и Клинтон превзошли достоверную информацию по перепостам, комментариям и реакции аудитории.

Есть версия, что объемы фальшивых новостей преувеличены. Марк Цукерберг утверждает, что фейки не превышают 1 % постов, которые пользователи видят у себя в ленте. Но все равно после выборов в США стало ясно, что распространение в соцсетях контента, который вводит общественность в заблуждение, остается проблемой.

Трамп называет фейки «охотой на ведьм»

Исследование Института Reuters показывает, что люди больше доверяют новостям из социальных медиа, чем печатным изданиям. Среди пользователей соцсетей 12 % взрослых и почти 25 % молодежи до 25 лет называют ленту в соцсетях основным источником новостей.

Решение этой проблемы усложняется тем, что фальшивые новости сложно отличить от настоящих в нашу эпоху ангажированности, когда фальшивки распространяются на уровне глав государств и официальных СМИ, говорится в отчете.

Больше трендов из отчета:

  • Нас ждет рост инициатив, направленных против «фальшивых новостей». Медиа и социальные платформы будут стремиться восстановить доверие аудитории, которое сильно подорвали фейки 2016 года. Сервисы, которые пообещают автоматизировать проверку фактов, привлекут всеобщее внимание.
  • Мы увидим еще больше сокращений бюджета и рабочих мест в индустрии новостей. Больше изданий по всему миру выйдут из бизнеса, потеряют в объеме или полностью уйдут в онлайн.
  • Издатели все меньше верят в рекламу и все больше рассчитывают зарабатывать на платном контенте. А значит, медиа будут делать ставку на персонализированный контент и дистрибуцию через мессенджеры. Сайты уходят в прошлое.
  • Это приведет к появлению все новых и новых мессенджеров и чат-ботов, к развитию «интерактивной журналистики», когда контент подается пользователю в формате диалога.
  • Об этом говорит и рост интереса пользователей к устройствам с голосовым управлением: личным ассистентам типа Алексы от Amazon, Сири от Apple и ассистента Google.
  • Год обещает больше аудио и меньше видео. Facebook запускает аудиотрансляции в прямом эфире. Параллельно с этим медиа отмечают спад в приоритете видеопостов в выдаче соцсети.
  • Мы увидим больше экспериментов с дополненной и виртуальной реальностью, хотя для новостных медиа прорыва в этой технологии никто не ждет. Медиа не знают, как взять новые технологии себе на вооружение.
  • Кибервойны продолжатся. Правительства не оставят попыток проникнуть в личное пространство пользователей интернета.
  • Вслед за Трампом политики начнут обращать все больше внимания на социальные сети. Эти каналы работают с общественным мнением лучше, чем традиционные медиа.

 

Комментарии 0