«Я — причина» или Волшебный ключ к коммуникациям с начальниками
Многолетние наблюдения за отраслью и корпоративными практиками показывает: большинство пиарщиков стонут от негатива в общении с журналистами, тогда как на деле переживать надо за коммуникации с собственными топ-менеджерами и бизнес-клиентами. Потому что часто они говорят на разных языках и смотрят на одни и те же вещи с диаметрально противоположных точек зрения.
Учитывая, что последнее слово в переговорах всегда за тем, на чьей стороне ресурсы, материальные и административные, настройка на волну больших начальников – это как раз пиарщиков задача и залог процветания наших с вами славных дел.
Разобрать каждый провал коммуникатора на защите бюджета или проекта перед руководителями и стекхолдерами — никаких консультантов не хватит, поэтому анализ глубинных причин и обобщающие методики нам в помощь.
Лично мне разглядеть проблему коренной разницы в мышлении «достигаторов» и простых смертных помогло практическое знакомство с авторской методикой психолингвиста Леона Быкова, который сформулировал и внедрил в корпоративную лексику понятие «я-причинности» (о ее значимости для формирования профессионала по мнению автора можно немного узнать здесь).
Идея «все зависит от тебя», «если не мы, то кто же?» не нова и активно эксплуатируется на тренингах личностного роста. Но, как оказалось, очищенная от маркетинговых преувеличений и пропагандистских допущений, способна превратиться в действенный рабочий инструмент и платформу построения деловых коммуникаций в любой команде.
Суть принципа «я-причинности» — твердая убежденность человека в том, что он сам – причина того, что с ним происходит.
Чтобы не попасть в психологический просак, тут важно провести четкую терминологическую черту: не «я виноват в том, что со мной происходит» — чувство вины саморазрушительно, оно нам не подходит, а конструктивная коннотация: «причина = первоисточник».
Концепция простая, но у многих при первом знакомстве вызывает несогласие и внутреннее сопротивление – как же так, в мире много вещей, на которые я не в силах повлиять, воля других людей, структурное насилие, опять же, никто не отменял… Я же не супермен!
Все так – однако, если подумать, никакого противоречия здесь нет: ты не можешь остановить летящий на тебя паровоз — но можешь уйти с его пути. Мы не всегда способны прямо влиять на происходящее с нами, но можем предвидеть, анализировать ситуацию, и что-то предпринять по поводу того, как она повлияет на нашу жизнь. И именно в этом мера нашей ответственности за себя самих.
Взгляд на мир через призму этой «я-причинности» запускает цепную реакцию рефлексии, осознанности, меняет отношение к происходящему и по-новому формирует намерения и импульсы к действию.
Как импульс к зарождению жизни запускает механизм деления, дифференциации клеток и формирование структуры организма, принятие «я-причинности» начинает структурировать восприятие реальности, вычленять и верно именовать феномены, формировать и фокусировать смыслы.
«Я чувствую дискомфорт и хочу от него избавиться, я знаю, что мне нужно для этого сделать», — здесь очевидно осознание себя как субъекта в мире, на который я могу влиять, опираясь на свою свободную волю. И отсюда вырастают и не к ночи помянутая проактивность, и целеполагание, и ответственность, и стратегическое мышление, и планирование, и проектный подход, и вдохновляющее лидерство, и эффективные коммуникации, и прочие благодетели менеджера, без которых дела не делаются.
И, даже если руководитель или бизнесмен не пользуется категорией «я-причинность» и не слышал о ее существовании, в 99% случаев он мыслит именно в этой парадигме – с другим отношением человеку путь к руководящим вершинам закрыт (если, конечно, он не нашел свою должность в киндер-сюрпризе). И традиция звать их «лица, принимающие решения», нам на это ясно намекает.
На противоположном полюсе находятся люди, которые не разделяют концепцию «я-причинности», и считают причиной происходящего с ними других людей и окружающий мир. (По признанию эксперта, таких он больше всего встречал в системе психиатрической помощи – и это даже сподвигло его уйти работать с «я-причинными» бизнесменами.)
Эта позиция жертвы мешает формированию осознанного восприятия себя как субъекта, источника воли, решений, действий, и, как следствие, структурности мышления и даже речи. С пассивной позиции жертвы мы начинаем говорить в страдательном залоге – том самом, которого рекомендуется избегать даже в пресс-релизах и деловых коммуникациях. В этой позиции мы не можем ничего планировать, не можем быть стратегами – ведь мы не отвечаем за результат, это не мы, это «другие» причина нашей неудачи! Это не мы, это негодный журналист не открыл наше письмо. Это копирайтер написал для нас плохой текст. Это конкуренты украли внимание нашей аудитории. И в этой логике даже наш успех превращается всего лишь вопрос везения. Мы превращаемся из актора, бизнес-игрока в часть пейзажа – а какой с части пейзажа спрос?
И все бы ничего – но носители идеи «я-причинности» (которых, естественно, большинство среди начальников) вместе с ней получают третий бизнес-глаз, который мгновенно распознает тех, у кого подобной идеи нет. И видят они безответственных сотрудников, на которых нельзя положиться. Или агентство самозванцев, непонятно за что выкативших такой ценник на услуги. А вам потом работать с такими «возражениями».
Как этому противостоять? Очень просто: попробуйте посмотреть на мир и бизнес с точки зрения «я-причинности», и вы удивитесь, насколько изменятся коммуникации, рабочие процессы, а потом и вы сами. «Надо бы помониторить конкурентов…» против «Я подготовлю мониторинг конкурентов». «Если ваше интервью провалится, мы ни при чем!» или «Мы учли риски публикации вашего интервью, и подготовили меры антикризисного реагирования — вот их перечень на слайде». С каким из дискурсов охотнее будет работать бизнесмен? Кого из авторов высказываний воспримут всерьез и пустят за самый высокий стол переговоров? И, с учетом этого, много ли придется потратить реальных ресурсов на то, чтобы так изменить свой подход к коммуникациям?
Увлеченные психологией наверняка возразят, что стремление назначить себя ответственным за все на свете – прямой путь к нервному перенапряжению и выгоранию. Но и тут поможет та таблетка: не хотите выгорать – не выгорайте. Боитесь играть с большими ставками – тренируйтесь в игре помельче. Научитесь верно оценивать свои силы, распределять ресурсы на дистанции и выбирать правильные цели, и контролировать свои моральные силы станет проще. А еще есть полезная практика отмены себя в работе – о ней я в другой раз расскажу.
Субъективный опыт. Для меня принятие концепции «я-причинности» пришло озарением в довольно будничной трудовой ситуации: руководитель сделала мне замечание за нарушение корпоративного дресс-кода. «Мне нужно время, чтобы решить этот вопрос», — деловито запросила ресурсы я (ну, не было у меня в тот момент в гардеробе ничего в логике «черный низ, белый верх» для жаркого климата!). «Менеджер ТАКОГО УРОВНЯ не способен решить элементарную задачу! А мы на международные рынки собрались выходить!» — резонно заметила она. И сразу словно пелена с глаз упала: и правда, чего это я? Этот рубежный для меня вопрос решился мгновенно, и с той поры всякая ситуация, которая касается меня, зоны моей ответственности или дела моих рук, без сбоев активирует этот смысловой контур: как я могу и должна на это повлиять? И мир стал выглядеть совсем иначе – не как увлекательный и немного страшный фильм на экране, а как интерактивная квест-игра с понятной логикой и достижимыми целями, путь к которым буквально «подсвечивается». Из побочек: детская беспечность утрачена окончательно, все вокруг кажутся кривыми на один глаз и иногда грустно, что сама всю жизнь проходила вот так. 😉
Photo by Jason Rosewell and Hugo Jehanne on Unsplash.
Комментарии 0