Что такое «отмена себя» и зачем вам это нужно
Каждый из нас, конечно, личность – многогранная, сложная, заслуживающая признания и уважения. Но иногда это не имеет никакого значения.
Человек смотрит на мир через призму своей личности и воспринимает себя как центр видимой Вселенной – он по-другому не может. При этом мы — существа социальные, и вынуждены то и дело объединяться с другими такими же «центрами Вселенной» — по работе и для дела. В момент взаимодействия с другими людьми личные картины мира неизбежно сталкиваются – ведь у них, естественно, не совпадают «центры». И, если в моменте не поправить восприятие, не убрать свое «Я» с пьедестала и не посмотреть на вещи с чьей-то иной «кочки зрения», неизбежно возникают конфликты.
В организациях с развитой корпоративной культурой за психологическим комфортом пристально следят специальные люди, а решение конфликтов – их главный KPI. Однако на то, чтобы носиться с каждым сотрудником, как с писанной торбой, требуется немало ресурсов – такое по силам только самым большим и богатым компаниям.
Далеко не все и не всегда могут позволить себе «прислушиваться» к своим желаниям и чувствам в бизнес-среде, и даже у самого главного босса есть пределы «самодурства». Речь, конечно, о приоритете общих целей и задач перед чувствами и интересами каждого отдельного члена команды, особенно в условиях сжатых сроков. Если времени на разбег полно, есть пространство для маневра, можно, конечно, и повозиться с эмоциями сотрудников, и убедить сомневающихся, и подбодрить напуганных, и дать передохнуть уставшим. Но бывает так, что никак.
Авралы, кризисы, ЧП и форсмажоры – не родная тетка, они безжалостны ко всем. И, если вдруг вы чувствуете тяжесть колес этой колесницы на своей спине, худшее, что можно сделать – впасть в рефлексию, начать жалеть себя и требовать внимания/особого отношения. Свое положение в организации вы этим никак не улучшите, зато дадите вашей команде четкий сигнал: в следующий раз мы с ним в разведку не идем.
Так что же теперь, страдать и выгорать?
Совсем не обязательно – если вспомнить, что страдание, как и радость, это больше состояние ума, чем объективная ситуация, а наши чувства мы, в первую очередь, «думаем». Опираясь на это понимание, полезно овладеть навыком временной «отмены себя». Перестать видеть в себе ранимую лань, накручивать эмоции на любые сомнения, ныть «я больше так не могу», а просто редуцировать себя до рабочей функции. Не Алена-побелена, а пиар. Не Григорий Никодимович, а финдиректор. Не госпожа Иванова, а руководитель проекта. А пить пустырник, разговаривать с психологом, плакать в подушку, гладить животных, лежать под одеялом мы будем потом, на том берегу, у нашей цели.
Одна знакомая бизнес-вуман называла такое состояние мобилизации внутренних ресурсов «режим вьетнамской швеи»: не важно, сколько часов длится ее рабочая смена, насколько она устала, как ей хочется пирожков с повидлом или погулять на улице – швея должна строчить столько, сколько сможет, пока не упадет от усталости замертво.
И каждому из нас порой приходится превратиться в безропотную трудолюбивую вьетнамскую швею: бизнес горит, журналисты обрывают телефоны, и никто не будет ждать, пока пиарщика посетит вдохновение написать пресс-релиз. Стоит ли говорить о ситуациях, когда на кону – жизни и судьбы других людей.
Но ведь это же чудовищно противоречит всему, что мы узнали за эти годы об экологичности рабочей среды и work-life balance! Так и выгореть недолго!
Все так – но авральный режим, сжигающий ресурсы организма со скоростью мартеновской домны, имеет краткосрочное действие: вьетнамская швея живет не дольше дедлайна, постоянно работать в таком напряжении вредно для здоровья. И, если вдруг в вашей компании «отмена себя» — постоянно действующая практика, это можно и нужно менять (даже если сменить работу – это единственный выход).
Помимо авралов есть еще один аспект, в котором пригодится умение отменять себя – отношение к результатам своей работы. Все мы, проливая пот над задачами, неизбежно прикипаем душой к плодам наших трудов – да мы эту статую знали еще глиной, она нам как родная! И тут же неизбежно попадаем в ловушку – ведь критику наших «детей» мы всегда воспринимаем на личный счет и близко к сердцу. Поэтому каждая штатная рабочая ситуация, связанная с негативным фидбеком, правками, критикой или предложениями сделать по-другому, нас ранит и надолго выбивает из колеи. Нас отругали! Нас не поняли! Поэта может обидеть каждый, я увольняюсь! Тогда как на самом деле для начальника/заказчика обида на правки или защитная ответная реакция – полнейшая неожиданность: он лично к вам никак не относится, просто хочет получить нужный ему результат.
Проглатывать обиду, чтобы после работы поплакать в метро – это не наш путь. Мы пойдем путем полного эмоционального отделения себя от результатов труда. Сделал красивое – отпусти, это больше не ты. Услышал критику – пусть сделанное само за себя переживает, это же не в меня, крутого специалиста, камень. Я, крутой специалист, уже убрал свое «Я» из этого уравнения, и подхожу к вопросу ответственности за результат профессионально и утилитарно.
С этой задачей, кстати, блестяще справляется буддистская практика песчаной мандалы. Монахи тратят много времени и усилий, чтобы обучиться рисовать узоры тончайшими струйками цветного песка, и неделями кропотливо трудятся над своими творениями во время ритуала. И, как только пестрая мандала, символизирующая мир, полностью готова… ее уничтожают, просто смахивая со стола. Обряд толкуют как символичное напоминание о бренности мира, но это еще и хороший тренинг для его участников, ведь они учатся не привязываться к своим произведениям, как бы те ни были прекрасны и совершенны.
Да и в целом буддисты – мировые лидеры в отмене себя. Заметили, как с ними легко общаться? Это потому, что они не обороняют свое «Я», как мы привыкли это делать с детства, и не видят в каждом слове угрозу себе, любимому.
Вот и не надо оборонять свое «Я» в рабочем процессе – лучше оставить его дома, где оно, целое, невредимое и неуязвимое, будет ждать нас с очередной победой.
Заглавное фото Sarah Kilian on Unsplash
Комментарии 0