5 причин, почему ваш шеф не хочет быть публичной персоной, и как с ними бороться

публичные выступления руководителяВы PR-специалист, и у вас проблема: шеф хочет активного присутствия в инфополе, но не хочет публичности. Что делать пиарщику? Как переубедить руководителя? Тимур Асланов написал для PRexplore колонку, которая поможет вам решить проблему с публичными выступлениями первых лиц.

 

Задача PR — обеспечить это самое присутствие организации в информационном поле, привлекать целевую аудиторию, растить узнаваемость компании и доверие к бренду. Для этого вас и брали.

Но когда пиарщик включает в стратегию работы медийную активность самого руководителя, он встречает непонимание или жесткий отказ. Шеф не хочет публичности. Шеф отказывается появляться на пресс-конференциях, давать интервью, выступать на публике и комментировать что-либо на камеру. И перечеркивает все планы PR-специалиста, а заодно отказывается от мощных преимуществ, которые дает любой организации медийность первого лица.

Что делать: причины и решения

Причин у такой позиции начальника может быть несколько. И для того чтобы найти правильные аргументы, надо выяснить, с какой именно причиной мы имеем дело. При этом мы ведь опытные коммуникаторы, а значит, понимаем, что та причина, которую руководитель нам озвучивает, совсем не обязательно является истинной. Порой это просто отговорка и желание отмахнуться и закрыть тему.

Давайте пробежимся по очевидным причинам, и станет понятно, что с этим делать.

Причина первая: реальное непонимание, зачем нужны публичные выступления

Ваш руководитель может быть прекрасным профессионалом в своей области: государственное и муниципальное управление, энергетика, металлургия, электротехника, строительство или медицина, но это не значит, что он хорошо разбирается в сфере связей с общественностью. Поэтому некоторых вещей он просто не понимает и не знает, как они работают. Ему кажется, что выступать везде это какая-то ерунда и вы пытаетесь заставить его делать вашу работу.

«Я тебя нанял в пресс-службу, плачу тебе зарплату, вот ты везде и выступай. Журналисты это твоя проблема. Сам ее решай. А у меня много другой, действительно важной работы», — так довольно часто говорит шеф своему пиарщику.

Отвечаете руководителю: «В публичном продвижении компании есть моя работа и ваша работа. И вашу часть работы я сделать не могу. Моя работа: продумать информационные поводы, подготовить вам тезисы и аргументы, прописать канву выступления, собрать журналистов и привлечь внимание, обеспечить максимальный охват и цитируемость. Но выйти и ярко харизматично выступить, показать общественности лицо компании, завоевать таким образом доверие аудитории — это ваша часть работы. Если я выйду вместо вас, доверие будет ниже и очков мы заработаем раза в три меньше. Потому что я буду выглядеть просто как диктор, а истинный источник информации и авторитет для публики — вы».

Причина вторая: желание вести бизнес закрыто

Шеф считает, что публичность вашей компании ни к чему: «Чем меньше про нас знают, тем спокойнее. А то начнем давать интервью налево и направо, только ненужное внимание к бизнесу привлечем. Набегут всякие ненормальные что-нибудь у нас просить. Налоговые, пожарные, полиция возьмут на карандаш. Конкуренты начнут активнее атаковать», — говорит боящийся всего руководитель в этой ситуации.

Отвечаете руководителю: «Публичность — это еще и защита бизнеса. В нашей стране налоговая и полиция могут вас взять на карандаш, даже если вы будете сидеть в глубоком подполье. Во-первых, потому, что они свою работу делают независимо от того, мелькаете вы на экране или нет. А во-вторых, на вас легко могут написать донос ваши конкуренты, чтобы выкинуть с рынка. И это тоже не обязательно должно быть следствием публичности. Перехватите у них парочку тендеров и получите в офис визит людей в униформе и прочие неприятности. И именно публичность может защитить вас в такой ситуации. Потому что если вас незаконно преследуют правоохранительные органы, то привлечение широкой общественности к этой истории может уберечь вас от некоторых проблемных ситуаций. Но это возможно, только если у вас уже есть какой-то запас известности. Малоизвестную компанию это никак не спасет».

Причина третья: руководитель не знает, о чем говорить

Он готов выступать, но не знает о чем. Не умеет импровизировать. Не умеет сам составить себе речь: «Да что говорить? Тут и так все понятно. Я в двух словах могу объяснить суть проблемы журналистам, но о чем тут говорить сорок минут, я не понимаю. У меня нет столько информации, да и не люблю я воду лить», — говорит вам шеф.

Это хороший ответ, после которого начинается ваша часть работы:

  • вы подбираете информацию, фактуру, цифры и нужные данные;
  • вы находите нужные слова и формулировки;
  • отбираете уместные и подходящие к теме шутки;
  • готовите тезисы, канву речи и выступления.

Потом вы объясняете шефу, что нет задачи все быстро скомкать, проговорить скороговоркой и скорее убежать к себе в кабинет, а надо вещать «с чувством, с толком, с расстановкой» максимально развернуто, с примерами и аргументами. Потому что есть особенности восприятия информации. Есть необходимость повторять какие-то ключевые вещи в выступлении, чтобы люди их лучше поняли. Это технология, и вы этой технологией владеете, шефа не бросите, вместе с ним составите правильную структуру выступления и наполните его нужным материалом.

Причина четвертая: руководитель боится каверзных вопросов

Он готов выступать и даже вроде бы понимает, о чем рассказать публике или прессе. Но его пугают вопросы: «Они же начнут меня спрашивать? Будут задавать сложные, неприятные вопросы, на которые я могу не знать ответов. Я буду выглядеть бледно и смешно».

Это понятный страх. Отвечаете: «Это не проблема. Любой спикер, готовясь к выступлению, не только репетирует речь, но и проигрывает варианты ответов на вопросы аудитории и журналистов. Мы с вами составим максимально полный список возможных вопросов, включим в него самые неприятные и подготовим тезисы ответов и варианты парирования на каждый такой сложный случай. Вам не придется ничего сочинять на ходу. Мы все проговорим и потренируемся заранее. Так делают все спикеры. Я вас подготовлю, и вы будете щелкать эти вопросы как орешки».

Причина пятая: страх публичных выступлений

Шеф просто боится. У него нет богатого ораторского опыта. Публика и камеры его безумно пугают. Это очень частое явление. Всем уже известно, что страх публичных выступлений у многих людей стоит на втором месте после страха смерти. Люди боятся быть непринятыми, осмеянными и освистанными, боятся быть отвергнутыми аудиторией.

Здесь два основных решения.

  1. Первое — надо поработать психотерапевтом. Постарайтесь вместе с шефом нарисовать самый худший вариант развития событий. Он вышел, и что-то пошло не так, его речь не удалась. Что самое страшное может произойти? Его забросают гнилыми яблоками? Будут свистеть и улюлюкать? Его выгонят после этого из приличного общества и не будут подавать руки? Маловероятно. Если ваш шеф не политик, идущий на выступление перед оголтелой маргинальной оппозицией, то все эти варианты из области фантастики. Кто-то улыбнется неопытности спикера. Кто-то напишет комментарий, что спикер был неубедителен. Но трагедии не произойдет. А каждое публичное выступление добавляет опыта и уверенности на следующих.
  2. Это подводит нас ко второму решению: чем больше человек выступает, тем меньше он боится публичных выступлений. Тренируйтесь при любой возможности и на любой аудитории: сотрудники компании, потенциальные работники, пенсионеры, общественные организации, родительские собрания в школе у детей, встречи участников ТСЖ — найдите шефу любые поводы поговорить с публикой. Каждый раз страха будет немного меньше, а потом страх сменит удовольствие. Потому что это действительно здорово. Как в любом новом деле, когда перестаешь бояться, начинаешь получать кайф.

Конечно, это не все причины отказов руководителей от публичности. Понаблюдайте внимательно за шефом. Позадавайте ему вопросы. Разберитесь, в чем настоящая причина нежелания выступать именно у вашего шефа, и помогите ему справиться с этой причиной. И тогда вы сможете использовать все огромные плюсы медийности вашего ньюсмейкера для получения максимальных результатов в вашей PR-работе.

А если вы хотите больше прикладных инструментов для работы пиарщика, приходите 20–21 апреля на нашу ежегодную общероссийскую практическую конференцию для PR-специалистов «Эффективная пресс-служба-2017».

15 ведущих экспертов в области PR поделятся методиками, технологиями и кейсами успешной работы в области связей с общественностью. Ответят на вопросы участников. В том числе каверзные. Дадут конкретные рекомендации именно по вашим проблемам.

Посмотреть подробную программу и купить билет на конференцию можно на сайте.

Комментарии 0