PR с нуля: как стартапу завоевать доверие СМИ?

Галина Харнахоева
Галина Харнахоева работает со СМИ в шоу-руме BARKLI GALLERY / Фото из личного архива Галины

Галина Харнахоева, PR-директор финтех проектов OTC.ru и Penenza.ru, в своей колонке делится опытом продвижения стартапов в СМИ. На что обращать внимание при подготовке питчей? Как привлечь внимание журналистов к пока еще неизвестному проекту? Пошаговая инструкция от Галины с опорой на многолетний профессиональный опыт.

Давайте будем честны — журналисты, блогеры и другие инфлюенсеры вовсе не обязаны интересоваться вами или вашим продукт, пусть новым и «уникальным». Победы стартапа, кажущиеся важными вам, неважны для них. Вы никто и звать вас никак. Только если вы не дадите им главное — нужную и актуальную информацию. И вот тогда вы из никого станете партнером. Так как это сделать?

Если ваш продукт уже прошел стадию тестирования идеи на потенциальных потребителях, получил первые 100-200-500 продаж, вы набрали компетенции, ваш продукт/услуга/вы сами существенно отличаетесь от аналогов на рынке, вам можно начинать выстраивать пиар.

Целеполагание

Я делю про себя все стартапы на предпринимательские и инвестиционные. В первом случае вы строите рентабельный бизнес, бьетесь за прибыль, сокращаете издержки, ваша целевая аудитория — клиенты, поэтому вам нужен продуктовый PR. Во втором случае вы рисуете «картинку будущего» для инвесторов, поэтому вам нужен PR проекта, выступления, networking. PR также может быть направлен на привлечение талантов с HR-рынка. И во всех случаях PR поможет вам сократить расходы на рекламу и повысит конверсию из лида в продажу.

К чему я? Очень важно понимать, какого типа стартап и чего вы хотите от PR, чтобы не тратить время и силы впустую.

Методы

PR стоит на 2 китах — качественном контенте и партнерских отношениях с журналистами.

В зависимости от бизнес-задач поставьте цели и KPI для PR-деятельности. Например, «до конца года выйти по количеству и/или качеству упоминаний в целевых СМИ на второе место среди конкурентов».

Я обычно иду по такому пути:

  1. Выделяю целевые СМИ, то есть те, аудитория которых совпадает с моей целевой аудиторией. Для этого смотрю на темы издания, его медиакит, портрет посетителей сайта, тираж и его распространение.
  2. Выделяю журналистов, которые в целевых СМИ пишут по моей теме.
  3. Читаю их материалы от корки до корки, чтобы понять, что им предложить.
  4. Придумываю 5-10 тем, которые могут быть им интересны и о которых они не писали. И это не открытие офиса, квартальные результаты, запуск очередной услуги. Такие релизы берут только у мастодонтов типа «Сбербпнка», а мы стартап. Обычно хорошо заходят:
    • результаты тестирования, обзоры и сравнения однотипных продуктов/сервисов. Например, видеоигр;
    • рейтинги, рэнкинги, статистические отчеты по рынку. Инфографика по ним. Например, антирейтинг мобильных приложений ритейлеров;
    • анонсы и описания отраслевых мероприятий: конференций, семинаров, тренингов;
    • интервью с основателем, если у него сильный личный бренд;
    • новостные материалы, созданные с использованием ньюсджекинга. Данные для написания таких новостей надо собирать очень быстро. Например, здорово зайдет материал по сравнению цен на частных парковках в преддверии повышения цен на городских;
    • опросы. Обычно я собираю 300-500 качественных ответов по теме, выявляю закономерности. Если это будет 1000 ответов, то это еще лучше. А если динамика из года в год, то вообще красота;
    • прогнозы, но они обязательно должны быть обоснованные. Серьезным СМИ не интересны гадания на кофейной гуще, им нужна предиктивная аналитика;
    • интересные кейсы.
  5. Собираю по каждой теме цифры, факты, динамику. Чем масштабнее цифры, тем охотнее материал возьмут. Если не хватает цифр, использую сервисы опросов.
  6. Формирую питч по каждой теме.
  7. Отправляю запрос на дружбу в Facebook, ВКонтакте, где угодно.
  8. Предлагаю свои материалы.

Я также активно пользуюсь сервисом Pressfeed, который собирает запросы журналистов и блогеров. Отвечаю и на запросы по теме, и сама предлагаю комментарии на смежные темы. Если запрос касается благоустройства, то почему не ответить, сколько тендеров на обслуживание инфраструктурных объектов выиграла ваша компания.

Как и любой другой материал, ваши комментарии должны быть содержательные. Редактируйте на своем уровне, добавляйте цифры, факты, прогнозы, иначе зачем компании пиарщик.

Закрепление

После того, как контакт налажен, первый материал вышел, поддерживайте связь. Давайте любую информацию, даже если она заведомо не выйдет. Отвечайте по первому запросу, отвечайте на любые вопросы, неприятные в том числе. Не в нашем стартаперском положении капризничать, опаздывать, скрывать информацию.

И конечно, поощряйте журналистов. Балуйте их эксклюзивом, тематическими подборками по теме, просто информацией с рынка. В конце концов, устройте журналистам обучение по вашей теме, пригласите на производство, в шоурум, на платформу.

Еще пара советов

Всем хочется публикаций в ведущей тройке — «Ведомостях», «Коммерсанте» и РБК. И в них можно попасть. В этих СМИ есть журналисты, которые пишут о стартапах. Но! Стартап или его основатель должны быть уникальными, сто первый аналог не будет интересен.

А еще бывает так, что публикации рождаются из ничего. Например, я получила несколько публикаций, которые были посвящены нашему офису, корпоративным подаркам, учебе. И опять-таки потому, что мне было что показать и сказать.

В вашем распоряжении методика для старта PR, которая, надеюсь, пригодится стартапам разных направлений. Эта схема отработана годами практики, но не единственная из тех, что работают. Я обязательно рассмотрю и другие способы повышения и потери лояльности представителей СМИ в будущих материалах.

Комментарии 0