Инфостилист, медиаполицейский, дизайнер эмоций: какое будущее ждет коммуникаторов?
В рамках встречи Комитета по СМИ и информационной политике Ассоциации менеджеров в формате public-talk «Профессия «коммуникатор»: практичное сегодня, футуристичное завтра» были представлены результаты исследования «Будущее коммуникационных профессий». Редакция PRexplore ознакомилась с презентацией исследования, подготовленного Ассоциацией менеджеров, и приводит самые интересные выдержки.
Какие профессии будущего предстоит освоить коммуникаторам, кого возьмут в светлое завтра, а кто останется за бортом? Участники опроса считают, что наиболее вероятно появление продюсеров смыслового поля (эту профессию отметили 14%), редактора агрегаторов контента (12%) и менеджера кросс-культурной коммуникации (11%).
Также назывались «дизайнер эмоций», «архитектор виртуальности», «медиаполицейский», «инфостилист», «медиа-ремиксер» и другие небывалые профессии.
Что касается ключевых компетенций, без которых в будущем коммуникаторам не обойтись, самой нужной, по мнению опрошенных, станет стратегическое мышление (13%) – и это новая способность, которую опрошенные не упомянули в перечне компетенций, значимых сегодня. Также в перечне появилась цифровая грамотность – ее важность для коммуникаторов будущего подчеркнули 8%.
А вот важность этики и межкультурной компетенции отмечали реже всего – по 1% в настоящем и по 4% в будущем. Радует, что роль таких критичных для общества и коммуникаций направлений хотя бы растет в восприятии профессионалов.
Еще больше радует оптимизм респондентов, которые верят, что в будущем обязательно найдется место профессии PR-менеджера – ее выбирали чаще всего (в 15% случаев), братья-маркетологи идут с пиарщиками рука об руку (14%), слегка отстают бренд-менеджеры (11%), SMMщики и вниутрикомы (по 10%). А вот копирайтерам, спичрайтерам и специалистам по рекламе не место в прекрасном мире коммуникаций будущего (их выбрали по 3% опрошенных), как и блогерам (они набрали 4%).
Подводя итоги исследования, Ирэн Шкаровская, сопредседатель Комитета по СМИ и информационной политике АМ, отметила основные тренды, на которые обратили внимание участники опроса:
Результаты исследования показали, что размытие границ между PR, SMM, маркетингом и рекламой, персонализация коммуникаций, использование VR и других новейших технологий окажут значительное влияние на развитие коммуникационных профессий в ближайшие 5-10 лет. Респонденты также обозначили, что верят в появление таких профессий, как «продюсер смыслового поля», «редактор агрегаторов контента» и «менеджер кросс-культурной коммуникации.*
На вопрос редакции, не цементируется ли в таком результате текущая сверхэксплуатация пиарщиков владельцами бизнеса, особенно в сегменте МСП, где единственный PR-специалист наделяется функционалом нескольких смежных отделов, Ирэн Шкаровская пояснила:
Если в небольшой компании один человек выполняет обязанности маркетолога, PR, SMM и внутриком специалиста, это нормально. Это даже преимущество, особенно для начинающих коммуникаторов, поскольку можно поработать с широким функционалом и многому научиться. А в дальнейшем, при расширении бизнеса компании, стать начальником отдела продвижения, и уже набирать себе в штат специалистов более узкого профиля. Или, как минимум, определиться, какое именно направление коммуникаций вам наиболее интересно. Проблема, на мой взгляд, в другом. Коммуникатору в малом бизнесе нередко поручают дела, напрямую с коммуникациями не связанные. Например, документооборот, функции личного помощника руководителя, офис-менеджера и пр. Это отвлекает от основного фокуса и мешает эффективной работе. Также случается путаница между понятиями «маркетолог» и «пиарщик». Малому бизнесу, особенно в начале его пути, обычно требуется маркетолог широкого профиля. А бывает, что вакансию называют «PR-менеджер». Приходит специалист, ориентированный на функционал пресс-офиса. А от него требуют генерацию лидов. Границы между коммуникационными профессиями, действительно, становятся все более зыбкими. Главное, на берегу договориться о функционале и ожиданиях с обеих сторон.
В исследовании принимали участие представители 42 российских компаний, представители сферы коммуникаций, металлургии, ТЭК, финансового сектора и др.
*Описание профессий будущего по данным проекта «Атлас новых профессий»
Комментарии 0