Критерии опасности: 3 явных признака неэффективного тренинга

Как отличить эффективный коммуникационный тренинг от вредного?

Сегодня в определенных кругах сложилось мнение, что коммуникационные тренинги малоэффективны. Так ли это на самом деле? И откуда растут корни подобного заключения? Попробуем в этом разобраться и рассказать о типичных ошибках тренеров, ведь, согласитесь, для совершенствования результатов обучения в будущем, анализ неудач намного полезнее анализа побед.

Для начала необходимо дать определение термину «тренинг» и обозначить его цели. Итак, тренинг – это схема обучения через прохождение участниками ряда ситуаций, специально смоделированных ведущим. Важно отметить, что теория здесь занимает самую малую часть, основной упор делается на практику.

Безусловно, у коммуникационных тренингов есть свои преимущества. Например, подобная форма обучения позволяет увидеть себя со стороны во время общения с представителями СМИ, проанализировать свои слабые места и получить рекомендации для их проработки, а также отточить уже имеющиеся навыки.

Так почему же, несмотря на определенные преимущества тренингов, они порой оказываются неэффективными? Любопытно, что наиболее распространенные причины неэффективности тренингов кроются не только в том, как тренер работает с заказчиком непосредственно в отведенное время, но и в том, что происходит до и после процесса обучения.

Мимо яблочка

Коммуникационный (как, впрочем, и любой) тренинг не может быть эффективным, если у участников нет четкого понимания цели этого мероприятия. «Зачем я здесь? Что я делаю в этой комнате? Почему сегодня посвящаю тренингу 3-5-8 часов моего времени? Что это мне даст?».

Действительно, иногда сотрудник оказывается на обучении по указке от вышестоящего начальства или – хуже того – тренинг «назначают за вредность». В этом случае участник далеко не всегда понимает, какое влияние конкретный тренинг окажет на его профессиональное развитие, на какой запрос он отвечает и какие задачи решает.

Помню случай из моей практики, когда в начале 8-часового тренинга одна из участниц встала и сказала – «я не понимаю, зачем я здесь». И хотя в этом конкретном случае понимание сложилось и мотивация была найдена, недостаток предварительной внутренней проработки заказчиком индивидуальных целей и задач участников был налицо.

Еще до тренинга нужно провести и индивидуальные, и групповые встречи с предполагаемыми участниками и настроить их на работу в ходе предстоящей тренировки. 

Чтобы тренинг был действительно эффективен, а участник – замотивирован, последнему, как правило, недостаточно только ознакомиться с «коммуникацией» до дня Х. В большинстве случаев даже самое продуманное и полное письмо о цели и формате тренинга, направленное организатором внутри бизнеса незадолго до его проведения, не решит вопрос с пониманием участником цели и, главное, соотнесением этой цели с его личным планом развития.

Как отличить эффективный коммуникационный тренинг от вредного?

Если клиент действительно хочет провести эффективный тренинг (а не вызвать раздражение и по факту навредить участникам), отделаться электронной почтой точно не получится.

Еще до тренинга нужно провести и индивидуальные, и групповые встречи (пусть и в блиц-формате) с предполагаемыми участниками и настроить их на работу в ходе предстоящей тренировки, подробнее объяснив, зачем в условиях всеобщего цейтнота и гонки их «заставляют» инвестировать время в обучение. И чем выше уровень участников, тем внимательнее и серьезнее необходимо заниматься предварительной «настройкой» в целях повышения эффективности коммуникационного тренинга.

Клиент (особенно в случае с корпоративным заказом и последующей работой тренера с группой участников) должен задаться вопросом цели и ожидаемого результата будущего тренинга для его участников и бизнеса в целом задолго до даты его проведения.

Безусловно, помочь с целеполаганием может и сам тренер, однако здесь ему в первую очередь важно сработать как коучу, который задаст правильные вопросы, будет управлять ожиданиями клиента, не навязывая свою точку зрения и позволит заказчику самостоятельно прийти к пониманию того, зачем тратить время людей и деньги бизнеса на обучение.

Тренинг без тренинга

Любопытно, когда заказывают именно «тренинг», а на выходе есть всё, кроме тренинга. Я говорю о модных сейчас гибридных форматах, куда интегрируются и «интерактивная дискуссия», и «сессия вопросов и ответов», и «разбор бизнес-кейсов» и многое другое в упаковке под лэйблом «тренинг», при этом практических упражнений – основы любого тренировочного процесса – минимум.

Эффективный коммуникационный тренинг должен в первую очередь давать человеку опыт проживания определенной ситуации и использования навыков, которые он отрабатывает, задавать темп и высокую планку в последующем применении этих техник.

Один из обязательных критериев тренинга – наличие практических заданий.

Если говорить о практикуме по взаимодействию с прессой, то важно дать человеку возможность почувствовать вкус «быть в центре внимания», а, например, кризисная симуляция должна погрузить участников в максимально приближенный к реальности процесс урегулирования критической ситуации.

Наличие практических заданий – один из обязательных критериев тренинга, ведь именно «обучение через делание» (learning through doing) зарекомендовало себя как наиболее эффективная форма усвоения навыков.

Как отличить эффективный коммуникационный тренинг от вредного?

Так что, если тренер вдруг увлекся и забыл про практику – прокачать коммуникационную (или любую другую) «мышцу» участников уже не получится, и тренинг в данном случае будет скорее вреден – как минимум потому, что он не соответствовал ожиданиям и заявленной цели, на которую заказчик настраивал участников.

Даже когда клиент просит нас интегрировать в коммуникационный тренинг теоретический материал или разбор кейсов, при разработке программы мы выделяем на практику от 60% общего времени или же – чтобы избежать подмены понятий – договариваемся с клиентом о видоизмененном формате, где во главе угла стоит уже скорее освоение определенного массива знаний, нежели тренировка конкретных навыков.

Ни тренингом единым

Тренинг – это запуск процесса изменений внутри человека, но с одного раза мало что меняется. Этот формат эффективен тогда, когда является стартовой точкой отработки тренируемых навыков, входит в комплексный процесс системы развития того или иного навыка уже за пределами процедуры обучения, в реальной жизни, задает дальнейший режим регулярных, обязательных к исполнению «полевых тренировок».

С учетом всех оговорок, золотое правило – practice makes perfect – работает безотказно.

Помню, как мой коллега – один из наших ключевых тренеров, как-то сказал одному из начинающих спикеров – «чтобы быть хорошим спикером, надо просто много выступать». С учетом всех оговорок, золотое правило – practice makes perfect – работает безотказно.

Сделать из спикера «конфетку», как иногда просят клиенты, можно в том случае, если еще на стадии планирования первого тренинга вместе с заказчиком заложить (и реализовывать на практике!) систему дальнейших регулярных выступлений, с наращиванием как сложности, так и интенсивности. Если после индивидуального тренинга спикер говорит – «всё, что вы сказали, я записал в свой личный план развития» – значит, первые «семена» достижения первоначальных целей были успешно посажены.

Тренируйтесь правильно. Тренируйтесь с удовольствием.

 

Источник иллюстраций к статье — Unsplash

Комментарии 0