Плагиат или цитирование? Как защитить свои авторские права и не нарушить чужие
На волне разгоревшегося скандала вокруг Pressfeed.Журнала, обвинившего одно из PR-агентств в плагиате своих статей, решили напомнить азы защиты авторских прав при подготовке новостей по чужим инфоповодам.
Вот несколько советов от бывалого новостника, как соблюсти этические нормы и случайно не стать фигурантом скандала о «плагиате»/не схлопотать иск за нарушение авторских прав:
- Первое, главное и элементарное: ставьте ссылки на источник, черт возьми, от вас не убудет! Отбросьте замшелое убеждение, что это, якобы, «уведет» ваш трафик на сайт конкурентов: читатели сегодня предельно ленивы, по ссылкам никто не ходит, и, если вы интересно перескажете материал, на который ссылаетесь, да еще добавите к нему уникальных фактов или собственный анализ, вашей аудитории этого может быть вполне достаточно. Да, вполне возможно, это снизит уровень вашей цитируемости — но тут уж самим нужно попотеть над уникальным контентом, а не стремиться за счет других прокатиться.
- Приводя цифры, факты или частные мнения других людей, оформляйте это цитатами или добавляйте «по словам господина Имярек» или «по данным компании N» — так вы убьете двух зайцев сразу: и защититесь от претензий за плагиат, и, в случае, если источник исходной информации в чем-то не прав, обезопасите себя от претензий третьей стороны (например, обвинений в клевете)
- В инфополе исчезающе мало уникального контента — в большинстве случаев за публикацией стоит какой-нибудь пресс-релиз, исследование или статья другого издания. Поэтому прежде, чем что-то «пересказывать», поищите первоисточник: во-первых, это поможет вам не стать жертвой дезинформации, не передрать заведомо недостоверные сведения из непроверенного источника (много раз ловили за руку плагиаторов как раз благодаря бездумному копированию наших ошибок), а также поможет понять, что в материале — прямое цитирование пресс-релиза, а что — авторский труд редакции. И, если с первым обращаться можно более или менее свободно, то второе прямо заимствовать — табу.
А если вдруг сами увидели на чужом ресурсе подозрительно знакомый текст, то:
- Для начала, удостоверьтесь, что это был на 100% ваш уникальный авторский материал, и из него «похищены» в неизменном виде целые фразы и предложения.
- Если это так, зафиксируйте факт нарушения скриншотами и сохраните ссылки.
- Свяжитесь с автором/площадкой в личной (это важно!) переписке или по телефону, и, для начала, максимально дружелюбно и без претензий попросите сослаться на вас как на первоисточник или перефразировать ваше высказывание – в жизни бывает всякое, дайте возможность человеку исправиться и сохранить лицо. Воинственный тон и угрозы вряд ли вызовут желание идти вам навстречу и сотрудничать — вероятнее, заставят оппонента встать в оборону и зловредничать. А, если вы начнете нападать публично, точно отрежете себе пути к полюбовному решению конфликта. Так что, сразу определитесь с целями: вам важнее защитить свой авторский материал или покрасоваться в соцсетях?
- Если же понимание не найдено, а оппонент уходит в глухую несознанку, попробуйте связаться с его руководителем (например, в случае СМИ, это — главный редактор), и так же вежливо, но твердо и с фактами в руках изложите суть проблемы и предложите ее решение. По нашему опыту, обычно на этом этапе все разрешается в вашу пользу и с извинениями — потому что главный редактор обязательно в курсе нюансов российского законодательства, журналистской этики и не будет рисковать репутацией издания из-за ситуации, не стоящей выеденного яйца.
- Если понимания в личном общении не возникло —значит, либо ваши претензии недостаточно обоснованы, либо что-то не так с главным редактором. Тут нужно еще раз перепроверить пункт 1, и принимать трезвое решение — отпустить эту историю или же переводить ее в правовое русло.
- В случае положительного решения, начинайте с досудебной претензии, которую следует составить вместе с юристом со ссылками на соответствующие нормы законодательства, изложением сути претензий, и подкрепить скриншотами, ссылками на материалы и вашим видением решения проблемы. Это нужно сделать на официальном бланке организации с подписью руководителя и печатью (если у вас таковая есть), а затем отправить почтой заказным письмом с уведомлением. Скан можно параллельно отослать по электронке (только постарайтесь сдержать эмоции и обойтись без обвинений и угроз), это ускорит принятие положительного решения оппонентом.
- Теперь ждите: по закону у вашего «обидчика» есть ровно 30 дней, чтобы ответить на вашу досудебную претензию — и это не 30 дней с момента, как вы ее отправили, а 30 дней с момента получения вашей депеши: для этого и нужно уведомление о доставке, в нем будут указаны точные время и дата вручения вашей претензии. И только после истечения этого срока можно, если вы так решите, переходить к подготовке судебного иска.
- И только после того, как вы подали иск в суд, можно, если уж очень хочется, выносить конфликт в публичное поле. И постарайтесь до исхода дела не торопиться с обличительными высказываниями и утверждениями о безусловной виновности ответчика — такое может быть расценено как клевета и порочащие сведения, и привести к встречному иску, выиграть по которому гораздо легче, чем в деле о защите авторских прав.
Иллюстрация — Кандинский 2.2.
Комментарии 0